Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

Азы аналоговой фотографии. Аналоговая фотопечать, часть 2-я

777

В первой статье «Азы аналоговой фотографии» мы с вами научились выбирать свой первый пленочный фотоаппарат, снимать и проявлять пленку. Теперь
настало время напечатать первые кадры с нашей отснятой фотопленки. Процесс самой фотопечати не такой уж и сложный, хотя требует определенных навыков и подготовленного рабочего места в виде небольшой домашней фотолаборатории. Именно с постройки фотолаборатории мы и начнем: для начала нужно выбрать в нашем доме или квартире подходящее место. Основное требование к нему — возможность полной светоизоляции и, желательно, наличие воды и электричества. На данную роль в обычной квартире претендует ванная комната, такой вариант проверен десятилетиями творческих фотоэкспериментов наших соотечественников и коллег. Тут и окон нет, и вода рядом, и розетки имеются. Единственным недостатком ванной комнаты можно считать отсутствие там стола для размещения самого печатного оборудования. Но вопрос решается достаточно просто, саму ванну можно перекрыть листом плотного материала: лист пенопласта, ДСП, фанера, столешница от старого стола. Если у вас в ванной есть стиральная машинка, то это великолепный постамент для нашего фотоувеличителя. Что же касается других мест, то, в принципе, подходит любая комната, где есть возможность плотно завесить или закрыть окна. Доступ к электричеству может быть реализован любым удлинителем, а вопрос с водой решается наличием обычного
ведра (если понадобится слить отработанную воду), кювет для печати (их все равно придется приобретать) и любой емкостью для хранения запаса воды (3-5 литров). Для временной светоизоляции окон в помещении можно приобрести специальные светоизолирующие шторы или просто повесить плотное одеяло. В конце концов, вооружившись малярным бумажным скотчем, можно заклеить их картоном, добытым из упаковки бытовой техники — выбор за вами. С помещением для нашей лаборатории мы разобрались, теперь давайте посмотрим, что должно быть в ней размещено. Все перечисленное ниже можно найти на ваших антресолях, купить или заказать в современных фотомагазинах:
1. красный фонарь, чтобы не работать в полной темноте — фотобумага не боится красного света,
2. фотоувеличитель,
3. кюветы - ванночки для проявки фотобумаги, три штуки,
4. кадрирующая рамка для удержания фотобумаги при печати,
5. пинцет,
6. емкости для хранения проявителя и фиксажа,
7. если печатать вы собираетесь в ванной комнате и свет включается снаружи, обязательно нарисуйте табличку «Свет не включать — идет печать», которую стоит повесить рядом с выключателем, иначе близкие и родные люди обязательно засветят всю фотобумагу.

Ну и, наконец, сама печать - это действительно совсем не сложно. Весь процесс печати происходит не в полной темноте, а под светом красной лампы, как мы уже и говорили она не засвечивает фотобумагу:
1. вставляем негатив в рамку фотоувеличителя,
2. фокусируем изображение на белой поверхности фоторамки (если она у вас не белая, подложите обычный белый лист бумаги),
3. выключаем фотоувеличитель,
4. достаем фотобумагу из упаковки и крепим ее в кадрирующую рамку,
5. включаем фотоувеличитель на 2-3секунды (лучше контролировать по секундомеру),
6. выключаем фотоувеличитель и пинцетом кладем уже засвеченную фотобумагу в кювету с проявителем (кюветы лучше подписать маркером: проявитель, промывка, фиксаж), в течении 30-45 секунд ваше изображение проявится прямо на глазах, дольше одной минуты ждать не стоит, иначе начнут темнеть даже светлые участки (пойдет «вуаль»),
7. вынимаем бумагу из проявителя и буквально 3-5 секунд ополаскиваем ее в кювете с водой (промывка),
8. кладем наш отпечаток в кювету с фиксажем и, периодически покачивая отпечаток, фиксируем его в течении 3-5 минут.
Все, наша фотография готова. Осталось положить полученные снимки в таз с водой и промыть их в течении 10-15 минут для полного удаления остатков фиксажа. Полученный продукт развешиваем на бельевых прищепках до полного высыхания и наслаждаемся результатом.

Чтобы ваши фотографии получились качественными, стоит соблюдать несколько простых правил:
1. Для печати фотографий недопустимо применять пленочный проявитель, для этого приобретается проявитель для фотобумаг. Фиксаж после проявки пленки тоже желательно не использовать и навести свежий, хотя по составу он одинаков. 
2. Если ваш первый отпечаток получился слишком светлый или слишком темный - не расстраивайтесь, просто уменьшите (для осветления) или увеличьте (для затемнения) время засветки фотоувеличителем (экспонирование), при этом делайте это по чуть-чуть — 1-2 секунды. Уже через пару отпечатков вы сможете хорошо ориентироваться в плотности негатива и требуемом времени экспонирования. Для своих первых экспериментов покупайте «нормальную» по контрастности фотобумагу, обычно указано на самой упаковке.
3. Старайтесь не допускать пыли на негативе, в противном случае она проявиться в виде белых точек на вашей фотографии. Пыль можно убрать грушей для продувки объектива.
4. Старайтесь не оставлять отпечатков пальцев на ваших негативах, иначе вы увидите их на фотографиях. В магазинах продаются специальные белые перчатки для работы с негативами.
5. На объективе фотоувеличителя поставьте диафрагму 8 — это позволит вам слегка увеличить время печати, будет легче его контролировать и фотографии будут получаться резче.

Вот, пожалуй, и все премудрости. Конечно, с каждым днем ваше мастерство будет расти и очень скоро вам захочется научиться делать отпечатки выставочного качества или применить некоторые приемы художественной печати, такие как: соляризация, барельеф, исправление линейной перспективы в архитектуре, печать фактур на снимке, виньетирование, тонирование, HDR, фотомонтаж и все, что вы можете найти в современной версии фотошопа. Но для этих экспериментов вам понадобиться более плотно ознакомиться с устройством и правилами работы с фотоувеличительной установкой, а это материал уже следующей статьи «Фотоувеличитель для увлеченных».

Желаем вам удачи в создании ваши первых настоящих фотографий. Ведь пленка или файл - это всего лишь заготовка, а настоящая авторская фотография
может быть только в виде бумажного отпечатка.

Автор статьи Илья Лукьянов.

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

777

Полезные статьи

Как снимать танцевальные представления в театре?
Как снимать танцевальные представления в театре?
Для многих фотографов съемка внутри театра может оказаться проблемой. Просто потому, что единственно ...
как фотографировать
1228
Импульсный свет VS постоянный свет, или Как перевести Джоули в Ватты?
Импульсный свет VS постоянный свет, или Как перевести Джоули в Ватты?
Импульсный или постоянный свет? Вот в чем вопрос. Очень немногие фотографы могут ответить на вопрос ...
импульсный светтеорияэкспозицияпостоянный светвыдержкадиафрагма
1361
Зачем нужна вспышка при съемке движения?
Зачем нужна вспышка при съемке движения?
На улице может быть яркое освещение и вам покажется, что для получения хорошего изображения не нужен ...
теориякак фотографироватьвспышки
223
Войти