Валерий Сергеевич Арутюнов родился в Тбилиси в 1939 году. Его происхождение оказало влияние на формирование особого менталитета художника, позволило впитать культуры разных народностей. В нем смешались русская кровь матери и армянская - отца.
В то время Грузия была населена разными народами, а столичные жители вообще считали понятие "тбилисец" или, на старый манер, "тифлисец" - почти отдельной национальностью. Мама Валерия была филологом, а папа учителем истории. Еще в школьные годы у Арутюнова возник интерес к фотографии.
В тяжелое время обзавестись техникой для съемки было нелегко, учительская зарплата отца не позволяла удовлетворять все потребности детей. Валико покупал журналы, в которых печатали картинки с изображениями фотоаппаратов, о которых он мог только мечтать. Непреодолимое стремление юноши было вознаграждено, и в 15 лет у него появился заветный аппаратик. Ему удалось купить у кого-то старый, ФЭД без объектива, который "тянул" пленку. Тем не менее это было начало его пути.
Карьере инженера, которую советовали ему родители, не суждено было состояться. Увлечение фотографией определило будущее Валико. Однако до этого ему пришлось попробовать себя и в другой сфере - Арутюнов был чернорабочим на стройке московского аэропорта. Позже ему удалось занять место руководителя детской фотостудии, а затем устроиться на "Грузия-Фильм" фотографом.
В фотоделе Валерий Сергеевич начал работать с 1965 года. В его трудовой "отметились" журналы "Сельская молодежь", "Студенческий меридиан", "Телевидение и радиовещание", "Собеседник", "Родина". До 1988 года он поработал фотокорреспондентом, завотделом, главным художником. У Арутюнова была удивительная способность собирать вокруг себя интересных, творческих людей. Его лидерские качества позволяли вести за собой, быть авторитетом и примером для многих начинающих талантов. За вклад в перестройку он стал лауреатом премии союза журналистов СССР. После распада Союза Валерий Сергеевич продолжил свой творческий путь в любимом деле. С 2000 года был фоторедактором в журнале "Персона", а с 2003-го занял пост главного художника в издательстве "Звездный бульвар".
Арутюнов отличался каким-то добрым взглядом на людей, который позволял ему создавать удивительные портреты. За время своей творческой жизни он собрал значительный фотоархив. Там навсегда запечатлены любимые артисты и никому не известные люди. В каждой фотографии зритель видит внутреннюю составляющую человека, а не внешние парадные черты. В этом проявляется талант мастера. С 50-х по 80-е годы XX века Валерий Сергеевич бережно "собирал материал". Сейчас его выставки включают в себя серии "Одноклассники", портреты известнейших деятелей культуры и многое другое. Снимки великой Майи Плисецкой и совсем молоденькой, трудно узнаваемой Аллы Пугачевой; позирующего поэта Евгения Евтушенко и обедающей в буфете Софи Лорен, - все это его достояние.
В 2015 году вышла фотокнига "А был ли это сон…". Сам автор охарактеризовал ее жанр, как фотографические мемуары. Это как нельзя лучше подходит тому, что читатель увидит на страницах. Это фоторассказ о жизни и творчестве, о встречах с разными людьми, виртуозно дополненный комментариями автора, историями, описанием контекста каждой съемки.
Арутюнов с теплотой и ностальгией вспоминает о своей работе в советской журналистике. Несмотря на цензуру, которая безусловно существовала, честный и талантливый человек мог найти свою нишу и раскрыться. Конечно, были и конъюнктурщики, и те, кто "не читали, но осуждали". Но было и много хорошего, что утеряно безвозвратно. Во время командировок ему удавалось встретиться с очень разными людьми, побывать во многих уголках "нашей необъятной Родины". И этот пафос тут уместен, ведь снимая закат на Памире или полярное сияние в Республике Коми, как никогда ощущаешь ее "необъятность". Маэстро подмечает, что сейчас в людях что-то изменилось. Приезжая на родину, в Тбилиси, он с трудом узнает то, что помнил с детства. Дома, улицы, природа - вроде все знакомо, а люди иные, взгляд, походка даже другая.
Валерий Сергеевич сетует на то, что в современном мире понятие "известная личность, знаменитость" совсем утратило былой вес. Любой тусовщик, имеющий достаточно денег, популярен, а искусство фотосъемки и вовсе обесценивается. Арутюнов с трепетом вспоминает, как работал с великими людьми и насколько они были тактичны, щепетильны и воспитаны. Понятие самоцензура почти отсутствует в современном обществе. Ценно то, что "продается", а это уж точно не мораль и нравственность.
Когда у маэстро спрашивают, что же его вдохновляет сейчас, чтобы продолжать творить, то он незатейливо признается: "Природа". Валерий Сергеевич много времени проводит за городом, где всматривается в небо, любуется звездами, слушает птичек и отдыхает душой. Это полезный рецепт для всех, кто устал от суеты мегаполиса, а тем более для творческих натур, постоянно ищущих гармонию.
Арутюнов все еще находится внутри профессии, интересуется политикой и новыми тенденциями в журналистике. Валерию Сергеевичу уже восемьдесят - весьма почтенный возраст. Однако семейная легенда гласит, что прадед его прожил целых 128 лет, и это дает надежду нам еще долго радоваться творчеству маэстро.