С повсеместным развитием и ростом популярности интернет-продаж появилась необходимость подачи товаров наиболее соблазнительным и "вкусным" способом. Все чаще производители обращаются к профессиональным фотографам, чтобы сделать свою продукцию привлекательнее, а следовательно – коммерчески успешнее.
Дэвид Батлер (©David Butler) – профессиональный фотограф и художник компьютерной графики, специализируется на съемке высококачественных, дорогих коммерческих продуктов и натюрмортов. Он ведет интересный блог, где подготовил пять подробных лайфхаков для коллег и тех, кто хочет повысить свое мастерство в съемки предметов для продажи.
У продукта есть собственная история, но верно ли вы ее рассказываете?
Каждая деталь в кадре должна что-то сообщать аудитории и играть на ощущениях. Для фотографа это, конечно, означает муки выбора – света, тональности, точки фокуса и прочих нюансов. Первое: нужно подучить теорию цвета и использовать ее в своих целях. Цвет сам по себе может быть прекрасным инструментом, так как способен создать гармонию, чувство доверия и единения аудитории с изображением, дать ощущение роскоши, напряжения или брызжущей энергии.
Цвет также помогает запомнить бренд – это удивительный визуальный инструмент коммуникации. Одни и те же тона могут передавать разные эмоции в паре с разными оттенками.
Например, изображения в красно-белой или красно-черной гамме совершенно разные: первое наполнено счастьем, свежестью и чистотой, а второе таинственно, соблазнительно и чуть рискованно.
Работа со светом – второй важный момент. Невероятный дар природы может быть лучшим другом или злейшим врагом фотографа. Однако, коммерческая съемка чаще всего происходит в студии, а там можно контролировать свет. Дэвид чаще всего устанавливает один базовый источник, а затем выстраивает от него всю схему.
В сложной схеме легко увязнуть, так что не стоит слишком перегружать ее. Если работать с каждым источником по отдельности, легко обнаружить нежелательные блики, тени, отражения и видеть, как именно тот или иной источник влияет на общую картинку.
Работа с коммерческим продуктом – процесс больше технический, чем художественный, в особенности, если речь идет о многостраничных каталогах. Тем не менее, и в такой "прозаичной" съемке возможно достичь артистичности. Если речь идет о свете, нужно точно понимать, что он делает, и ответить на вопросы:
- достаточно ли очевиден брендинг, есть ли фокус на необходимых деталях, хорошо ли виден логотип;
- акцентирует ли свет цвет, форму продукта, материалы, или они замаскированы;
- какое настроение передает снимок (например, на двух фотографиях ниже оно совершенно различно, а объект один).
Естественное освещение против искусно выстроенного
Единого руководства, как правильно – не существует. Правило простое: пользуйтесь тем, что подходит в конкретной ситуации. У естественного света много преимуществ: это простое, незатратное решение, а продукты выходят красиво и органично подсвеченными. Он эффективен в съемке для социальных медиа, электронной коммерции, различных СМИ. Однако, у естественного освещения есть и недостатки:
- меньшая степень контроля (естественный свет изменчив и непостоянен, и вам придется жонглировать настройками камеры);
- работа с естественным светом может увеличить время экспозиции или привести к более высоким значениям ISO, а значит – к шуму и зерну, поэтому может потребовать штатив;
- могут появиться проблемы с отражениями или из-за смешивания источников света;
- если вам нужно отснять целый каталог, готовьтесь к тяжелой борьбе при согласовании оттенков в конечных снимках.
Итог: если вы фотографируете изящный женский кошелек в теплом свете ясного утра, он, скорее всего, будет выглядеть отлично. Тем не менее, если вам надо снять целую серию таких кошельков, но солнце будет постоянно менять свое положение, а значит изменится тип, температура и яркость освещения. К вечеру придется добавлять искусственный рассеянный свет. Ну, а затем еще потратить прорву времени при постредактировании, чтобы привести все к единообразию. Просто предупреждаем.
Вот пример того, как освещение изменяет общее ощущение от фотографии – в естественном свете все выглядит знакомым, а студийный подчеркивает тона и текстуры.
Искусственный свет, напротив, всегда одинаковый. Последовательно соблюдение единых правил освещения – ключевой момент для коммерческого фотографа по многим причинам. Если вы снимаете каталог, важно, чтобы цветовой баланс был везде точным, и достичь этого можно только с постоянным источником. Кроме того, если сессию придется повторить, вы сможете это сделать без труда, просто просмотрев настройки камеры и освещения. Искусственный свет делает фотографа в какой-то степени более свободным, независимым, он может работать без оглядки на время суток.
Еще одна причина использовать искусственное освещение – полнота контроля над ним. Есть множество приборов, модификаторов, аксессуаров, что делает процесс съемки гибким, но регулируемым. С другой стороны, у такого способа есть и недостатки:
- дороговизна – чтобы приобрести все, что нужно, придется вложиться в оборудование, и чем выше профессиональный уровень фотографа, тем, как правило, выше и уровень затрат;
- потребность в свободном пространстве – а в работе нередки ситуации, когда потолок слишком низкий, а места для всех световых конструкций явно недостаточно;
- необходимость в постоянном самообучении – вам придется потратить время, чтобы разобраться со всеми приспособлениями.
То, что вы умеете делать что-то эффектное, не означает, что это нужно делать
На изображении слева – пример брызг и всплесков, символизирующих чистоту, и сообщающих о ней потребителям. Справа всплеск снят только потому, что фотограф умеет это делать. Не становитесь жертвой тенденций, используя популярные эффекты фильтров, техники или другие «модные сенсации». Если это очевидно нужно – вперед, но вписывается ли прием в идентичность бренда и концепцию продукта? Кроме того, с фильтрами «смазывается» тяжелый труд и мастерство фотографа.
Стилизация – потенциально полезный прием, но непростая задача. Для нее нужен натренированный глаз и изрядное терпение. Нужно помнить о нескольких моментах:
- меньше – больше: отрицательное пространство может стать хорошим, сдержанным фоном для дизайнерских элементов;
- реквизит – это средство, а не герой съемки. Не загромождайте кадр, не создавайте беспорядка, следите за этим;
- помните о фактуре поверхностей. Игра с ними – отличный способ говорить с аудиторией и выделять продукт на снимке;
- заручитесь поддержкой стилиста, который разбирается в бренде – это уменьшит стресс и сэкономит время;
- не забывайте о том, что этикетки и логотипы бренда должны быть разборчивы.
Рассказывайте историю с помощью визуальных инструментов
Дэвид Батлер говорит, что всегда держит в голове историю и особенности бренда во время всего процесса работы. Он стремится захватить детали, как фотограф-портретист – в каждой строчке, изгибе, миллиметре текстуры должны прослеживаться цель и характер. Глядя на хороший снимок коммерческого продукта зритель практически ощущает, как шипит и пахнет газировка или мягко тикают наручные часы.
Снимайте, редактируйте, печатайте, опять редактируйте и снимайте
Дэвид считает, что классический процесс печати готового результата, который занимает пару дней, а потом еще пару для уточнения настроек, – ошибочно воспринимают как что-то слишком устаревшее для современного быстрого мира. Да, это непрактично, но необходимо и полезно, даже если снимок не предназначен для коммерческой публикации. Просмотр напечатанных фотографий – особый опыт, непохожий на просмотр кадров на цифровом дисплее или мониторе. Прикрепив рабочее изображение к стене и отступив от нее на шаг назад, можно увидеть упущения, которые были незаметны ранее. Если вы снимаете для крупноформатного каталога, такие вещи имеют огромное значение. Галерея изображений также позволяет увидеть кадры, выбивающиеся из общей концепции – и улучшить результат вашего труда, насколько это возможно.
Снимайте, думая!