Метод удвоения расстояния - это способ увеличения глубины резкости фотографии путем фокусировки на нужном расстоянии в сцене. Ваша цель - выровнять передний план и резкость фона. В этой статье профессиональный пейзажный фотограф Спенсер Кокс объясняет, что такое метод удвоения расстояния и как им успешно пользоваться на практике.
Для начала посмотрите на ближайший объект и подумайте, как далеко он находится (особенно от плоскости датчика вашей камеры). Затем сфокусируйтесь на этом расстоянии, умножив на 2.
Если ближайший объект на фотографии - это трава в нижней части кадра, задумайтесь над тем, насколько она далеко, и если она находится на расстоянии одного метра, все, что вам нужно - сфокусироваться на объекте, который находится на расстоянии двух метров.
Можно навскидку оценить эти расстояния; расчеты не должны быть идеально точными. Можно даже просто посчитать шаги.
Если все сделано правильно, резкость получится одинаковой как на траве на переднем плане, так и на самом отдаленном.
Обратите внимание, что при использовании этой техники ваша цель - равная резкость, а не идеальная. Вы не получите максимальную резкость на самой траве, так как не фокусировались на ней. Аналогично тех участков, которые находятся на горизонте. Но резкость на горизонте (бесконечность) и на переднем плане будут одинаковыми, не больше, чем на других частях фото, что максимизирует общую резкость всего изображения спереди назад.
Конечно, эта техника не всегда нужна, а только, если вы не хотите расставлять приоритеты резкости на снимке, вместо этого стремитесь получить максимальную четкость по всему полю.
Посмотрите на следующую фотографию. Здесь фотограф сфокусировался на кромке льда на переднем плане, так как он находился на расстоянии, в два раза большем чем ближайший объект.
Теперь рассмотрим кадры ниже, где резкость одинакова как на переднем, так и на заднем плане.
На практике
Для начала, первое расстояние, которое вы удвоили, меряется от плоскости датчика камеры до объекта съемки. Дабы упростить это определение, будем говорить о горизонтальном расстоянии между камерой и объектом. И опять же: некоторая неточность здесь не имеет большого значения. Если вы немного отклонились, вы, вероятно, даже не заметите на своих фотографиях.
Однако имейте в виду, что, когда вы наклоняете камеру, плоскость датчика камеры тоже наклоняется. Таким образом, резкий поворот камеры будет влиять на то, какое расстояние нужно удваивать. Обычно этим эффектом можно пренебречь, но наклон под крутыми углами все же нужно учитывать.
Если вы не наклоняете камеру под большим углом, просто задумайтесь над тем, насколько далеко по горизонтали объект находится от датчика камеры. Вы даже можете нарисовать воображаемую линию от камеры к земле, а затем измерить расстояние оттуда до ближайшего объекта.
Какую диафрагму следует использовать?
Есть хорошее эмпирическое правило:
- для дальних пейзажей на бесконечности используйте f/8 или самую резкую измеренную диафрагму объектива
- для пейзажей с широкоугольным объективом и масштабным передним планом используйте f/11
- для пейзажей с очень близким передним планом или когда у вас телеобъектив, используйте f/16
- для пейзажей, где даже f/16 недостаточно, используйте фокус-стекинг нескольких фотографий
В сочетании с методом удвоения расстояния выбор оптимальной диафрагмы - это то, что максимизирует вашу резкость спереди назад, поэтому стоит потратить время на ее изучение. Даже по упрощенной версии, приведенной выше.
Исключения
Спенсер предполагал, что самый дальний объект на фотографии находится в бесконечности. Это будет справедливым для многих пейзажей, однако не всегда применимо. Например, в очень туманный день самый дальний объект, видимый на фотографии, может быть совсем не далеко. Особенно с телеобъективом разница может быть достаточной, чтобы «допущение бесконечности» мешало достижению максимальной резкости.
Это также верно для некоторых фотографий архитектуры, где может быть близкий передний план, но самый дальний объект - стена в 5-10 метрах. В этом случае вы все также упустите немного четкости переднего плана, по-прежнему сохраняя резкость в бесконечности.
Несмотря на то, что все еще возможно рассчитать математически самое точное расстояние фокусировки - вам практически не нужно менять базовые уравнения. Это редко бывает практичным во время съемки. Вместо этого Кокс рекомендует просто фокусироваться "немного ближе" двойного расстояния. Это уже метод проб и ошибок, а значит - ваш собственный опыт.
Заключение
Хотя резкость далеко не самая важная часть пейзажной фотографии, четкое изображение может иметь большое значение для некоторых фотографий и больших печатных снимков. Метод двойного расстояния - это только одна часть всей этой головоломки, но она важна, особенно когда вы имеете дело с крайностями (ландшафты с очень близкими объектами или телеобъективы с изначально меньшей глубиной резкости).