Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана

720

Становление Советской власти в Средней Азии и изменения, которые происходили в регионе в первой половине ХХ века - один из наименее "освещенных" в фотографии этапов развития СССР. Тем ценнее бережно сохраненные кадры, которые делали для потомков немногочисленные фотографы. Один из них - Макс Пенсон, человек с драматичной и печальной судьбой.

photographer Max Penson

Фотограф снимал интересные и красноречивые репортажи о жизни молодой республики и подробно запечатлел первые десятилетия трансформации феодальной среднеазиатской страны в Узбекскую ССР. В Узбекистане, как и в сопредельных странах, Макс Пенсон малоизвестен - это большая несправедливость. Однако, новозеландский фотограф Амос Чаппл (Amos Chapple), часто снимающий редкие объекты всемирного наследия ЮНЕСКО, заинтересовался работами автора. Он помог вспомнить о человеке, который сделал замечательные фотоотчеты о жизни молодого Узбекистана.

Трагичная судьба и творчество Макса Пенсона

Макс Пенсон родился на территории современной Беларуси в 1893 году, но из-за обострения антисемитизма и вспышек насилия в отношении еврейского населения был вынужден покинуть родину. Вскоре после окончания Первой мировой войны он бежал в среднюю Азию и поселился на территории, которой суждено было стать советским Узбекистаном.

photographer Max Penson

Молодой человек стал преподавать искусство и за успехи в работе получил в подарок свою первую камеру. Так он стал фотографом - сначала любителем, а затем и профессионалом. Марка взяли на работу в газету "Правда Востока", для которой он снимал сюжеты из повседневной жизни местного населения.

Также Пенсон делал "идеологические фотографии", демонстрирующие достижения Советской власти в технологическом прогрессе и превращении отсталой республики в современную Узбекскую ССР. Марк был обязан снимать минимум одну пленку в день, что он и делал, фиксируя все, что происходило с регионом. Фотограф, как правило, использовал 35-миллиметровую пленочную камеру, но иногда работал и с широкоформатными стеклянными пластинами.

photographer Max Penson

Поздний портрет Макса Пенсона


В 1939 году Пенсон фотографировал, как роют Великий Ферганский канал. Прокладка 270-километровой водной артерии по масштабам была сопоставима с сооружением гробниц фараонов. Канал перенаправил окрестные реки к хлопковым полям южного Узбекистана, что обеспечило их влагой, но вызвало впоследствии экологическую катастрофу - обмеление и высыхание Аральского моря.

Пенсон запечатлел не только географические, но и культурно-социальные сдвиги - прежде всего, уменьшение влияния исламских обычаев и распространение грамотности, в том числе среди женщин. Женщины в накидках-бурках, которых Макс помногу снимал на улицах Ташкента, постепенно уступали место девушкам в тюбетейках, с открытыми лицами и книгами в руках (пусть это и были труды Ленина). Пенсон сделал и несколько фотографий Тамары Ханум - танцовщицы армянского происхождения, которая первой стала выступать без традиционной паранджи.

Вторая мировая война вызвала масштабное изменение демографической ситуации в Узбекистане. На фронт, по оценкам экспертов, ушло около 1,4 миллиона человек, а вместе с эвакуированными производственными мощностями в республику переезжали жители захваченных российских и украинских областей.

К сожалению, окончание войны не стало для Пенсона моментом перемен к лучшему. К концу 40-х годов участились антиеврейские "чистки", и фотографа уволили из "Правды Востока". Он не мог найти работу, бедствовал и, не справившись с отчаянием, покончил с собой в 1959 год

дочь Max Penson

Дочь фотографа Дина Ходжаева-Пенсон

Члены семьи фотографа сохранили его огромный архив, которым в 1998 году заинтересовались в The New York Times. Однако, правительство Узбекистана, к которому обратились американцы, не было заинтересовано в популяризации автора неузбекского происхождения. Посольство России тоже отказалось считать Пенсона "своим", а для израильских инвесторов в творчестве Макса было слишком мало еврейских тем.

photographer Max Penson

"Непопадание" в актуальную идеологическую повестку - не повод забывать о талантливом фотографе. Работы мастера служат лучшим подтверждением важности его творчества для всех, кто интересуется историей и фотоискусством.

Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана Макс Пенсон (©Max Penson) - талантливый автор снимков советского Узбекистана
Показать еще

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

720

Полезные статьи

Евгений Халдей ‒ великий военкор минувшей эпохи
Евгений Халдей ‒ великий военкор минувшей эпохи

Имя Евгения Халдея известно, безусловно, всем профессиональным фотографам и критикам. Однако, широкий зритель не всегда знает, кто был автором знакомых ему буквально со школьной скамьи, исторических и, можно смело утверждать, знаковых снимков. Между тем, именно этот корреспондент сделал один из самых знаменитых  кадров отечественной культуры ‒ водружение Знамени Победы над зданием берлинского Рейхстага в мае 1945 года. Эта фотография ознаменовала триумф победителей и ниспровержение фашизма. Она навсегда вписала Халдея в анналы истории и обеспечила ему место в пантеоне самых известных репортажников ХХ столетия.

классики
1150
Анри Картье-Брессон и его решающий момент
Анри Картье-Брессон и его решающий момент

Решающий момент в фотографии – это умение снять сюжет на пике напряжения эмоций, чтобы передать их зрителю через снимок. 22 августа 1908 года на свет появился человек, который прославился как непревзойденный мастер такой съемки, и звали его Анри Картье-Брессон. Он любил фотографировать ничего не подозревающих о съемке людей; умел выбрать удачный момент, передающий всю гамму эмоций случайных моделей.

классики
2839
Мартин Мункачи ‒ новатор и легенда фотожурналистики ХХ века
Мартин Мункачи ‒ новатор и легенда фотожурналистики ХХ века

Он смог зафиксировать бесконечность в одном мгновении. 

Анри Картье-Бресон о М.Мункачи

Отобразить движение, передав всю его динамичную эстетику и выразив смысл в одном лишь снимке, ‒ это задача, о которую разбивались амбиции очень многих фотографов, и начинающих, и умудренных изрядным опытом. Тех, кто умеет это делать, часто причисляют к грандам профессии, и заслуженно. «Оживление» статики ‒ это высокоинтеллектуальный труд, и редко случается так, что хороший кадр складывается только лишь из случайно встретивших друг друга обстоятельств. Именно в этом кроется секрет творчества для тех, кто стремится поймать ускользающую красоту момента.

классики
2491
Войти

Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на обработку файлов cookie и других пользовательских данных и соглашаетесь с условиями их обработки. Заблокировать использование cookies сайтом можно в настройках браузера