Становление Советской власти в Средней Азии и изменения, которые происходили в регионе в первой половине ХХ века - один из наименее "освещенных" в фотографии этапов развития СССР. Тем ценнее бережно сохраненные кадры, которые делали для потомков немногочисленные фотографы. Один из них - Макс Пенсон, человек с драматичной и печальной судьбой.
Фотограф снимал интересные и красноречивые репортажи о жизни молодой республики и подробно запечатлел первые десятилетия трансформации феодальной среднеазиатской страны в Узбекскую ССР. В Узбекистане, как и в сопредельных странах, Макс Пенсон малоизвестен - это большая несправедливость. Однако, новозеландский фотограф Амос Чаппл (Amos Chapple), часто снимающий редкие объекты всемирного наследия ЮНЕСКО, заинтересовался работами автора. Он помог вспомнить о человеке, который сделал замечательные фотоотчеты о жизни молодого Узбекистана.
Трагичная судьба и творчество Макса Пенсона
Макс Пенсон родился на территории современной Беларуси в 1893 году, но из-за обострения антисемитизма и вспышек насилия в отношении еврейского населения был вынужден покинуть родину. Вскоре после окончания Первой мировой войны он бежал в среднюю Азию и поселился на территории, которой суждено было стать советским Узбекистаном.
Молодой человек стал преподавать искусство и за успехи в работе получил в подарок свою первую камеру. Так он стал фотографом - сначала любителем, а затем и профессионалом. Марка взяли на работу в газету "Правда Востока", для которой он снимал сюжеты из повседневной жизни местного населения.
Также Пенсон делал "идеологические фотографии", демонстрирующие достижения Советской власти в технологическом прогрессе и превращении отсталой республики в современную Узбекскую ССР. Марк был обязан снимать минимум одну пленку в день, что он и делал, фиксируя все, что происходило с регионом. Фотограф, как правило, использовал 35-миллиметровую пленочную камеру, но иногда работал и с широкоформатными стеклянными пластинами.
В 1939 году Пенсон фотографировал, как роют Великий Ферганский канал. Прокладка 270-километровой водной артерии по масштабам была сопоставима с сооружением гробниц фараонов. Канал перенаправил окрестные реки к хлопковым полям южного Узбекистана, что обеспечило их влагой, но вызвало впоследствии экологическую катастрофу - обмеление и высыхание Аральского моря.
Пенсон запечатлел не только географические, но и культурно-социальные сдвиги - прежде всего, уменьшение влияния исламских обычаев и распространение грамотности, в том числе среди женщин. Женщины в накидках-бурках, которых Макс помногу снимал на улицах Ташкента, постепенно уступали место девушкам в тюбетейках, с открытыми лицами и книгами в руках (пусть это и были труды Ленина). Пенсон сделал и несколько фотографий Тамары Ханум - танцовщицы армянского происхождения, которая первой стала выступать без традиционной паранджи.
Вторая мировая война вызвала масштабное изменение демографической ситуации в Узбекистане. На фронт, по оценкам экспертов, ушло около 1,4 миллиона человек, а вместе с эвакуированными производственными мощностями в республику переезжали жители захваченных российских и украинских областей.
К сожалению, окончание войны не стало для Пенсона моментом перемен к лучшему. К концу 40-х годов участились антиеврейские "чистки", и фотографа уволили из "Правды Востока". Он не мог найти работу, бедствовал и, не справившись с отчаянием, покончил с собой в 1959 год
Члены семьи фотографа сохранили его огромный архив, которым в 1998 году заинтересовались в The New York Times. Однако, правительство Узбекистана, к которому обратились американцы, не было заинтересовано в популяризации автора неузбекского происхождения. Посольство России тоже отказалось считать Пенсона "своим", а для израильских инвесторов в творчестве Макса было слишком мало еврейских тем.
"Непопадание" в актуальную идеологическую повестку - не повод забывать о талантливом фотографе. Работы мастера служат лучшим подтверждением важности его творчества для всех, кто интересуется историей и фотоискусством.