Бейера называют первопроходцем польской фотографии. Он запечатлел красоты городов родной страны на снимках тогда, когда никому еще не приходило в голову это делать. На сегодняшний день они считаются уникальными образцами фотоискусства. В середине XIX века в Варшаве было не так много мастеров этого направления, которые успели бы отразить исторические события тех времен. Работы фотографа выставляются в современной Польше и пользуются большим успехом. Ценителям архитектуры из разных стран интересно наблюдать, как изменился облик городов.
Кароль Адольф Бейер родился в феврале 1818 года в Варшаве. На его будущее направление деятельности в какой-то части повлияла профессия матери – она была художницей. Творческому началу предшествовала физическая работа в литейной мастерской дяди.
Когда юноше исполнилось 26 лет, он отправился учиться в Париж, откуда вернулся с большим багажом знаний в области дагерротипии. Открыв новые горизонты, позже он смог основать собственное фотоателье. В возрасте 52 лет Бейер подарил своим коллегам новые возможности в печати снимков, открыв издательство фототипии. Через 7 лет фотографическое общество потеряло одного из лучших своих представителей. Но его наследие и в XXI веке доступно потомкам для изучения и эстетического наслаждения.
Творческий путь и особенности фотографического стиля автора
Создание первого польского ателье дагерротипов прочно связано с именем Кароля Бейера. Позже он переквалифицировал его в фотографическое направление. Салону удалось просуществовать вплоть до 1872 года.
Талантливый юноша обучился искусству дагерротипии во Франции. Фотографический процесс под соответствующим названием был основан на принципе светочувствительности йодистого серебра. Им пользовались около 20 лет, пока не были изобретены более совершенные технологии. Изображение формировалось из сплава ртути и серебра. Наклоняя фото под разным углом к источнику света, можно было видеть позитивное или негативное отображение. Бейера привлекала эта технология иллюзорностью образа. Казалось, что картина имеет 3d-эффект и будто оживает перед смотрящим. Выставлять подобные работы для просмотра ценителями приходилось под специальным углом, при отклонении от которого восприятие изображения менялось.
Основной доход фотографу приносили портретные снимки. В тот момент у него не было конкурентов в этом направлении. Но это ничуть не сказывалось на качестве фотографий. Его талант проявлялся во всех стилях, за которые он брался.
Вместе с тем известность автору принесли фотоснимки польских городов. Это Мальборк, Лодзи, Гданьск, Ченстохов, Краков и столица – Варшава. Снимки считаются уникальными образцами изображений архитектуры и жизни населения того времени. На фотографиях Бейера можно встретить знаменитые виды и панорамы Польши.
Кароль приложил руку к созданию панорамного фотоснимка польской столицы с высоты птичьего полета, который знаменит на весь мир. Он был сделан с воздушного шара и считался поистине новаторским решением. Помимо архитектурных красот в кадр фотографа попадали коренные жители и большое количество туристов. В те времена портретные снимки делались для буржуазии, слоя интеллигенции. Крестьяне и помещики же объектами съемки становились реже.
Историческую важность несут снимки Бейера, на которых запечатлены патриотические выступления на улицах Варшавы в 1861 году. Свободомыслие талантливого фотографа во время военного положения не устраивало местных властей. Профдеятельность и гражданская позиция послужили причиной ссылки. После амнистии с 1865 года Бейер находился под полицейским надзором.
Преподавательская деятельность и творческое наследие
После основания собственного фотоателье Бейер обучал молодых фотографов и делился с ними своими познаниями в сферах дагерротипии, фототипии, репортажной и портретной съемки. В лучшие годы трудовой деятельности он нанимал до 30 сотрудников для работы в студии. Их фотоснимки неоднократно участвовали в международных выставках и завоевывали награды за художественность и композицию.
«Иллюстрированный еженедельник» и его издание принадлежало Бейеру. Помимо фотографии он увлекался археологией и нумизматикой (собрание на девять тысяч объектов). У себя дома Кароль устраивал собрания интеллигенции для обсуждения вопросов науки и искусства.
Многие статьи в специализированном ежегоднике по темам археологии, библиографии и нумизматики носили его авторство.