Снег! Очень многие из нас любят смотреть, как белые крупинки аккуратно падают с неба. А выходной день с детьми, полный беготни и радостных катаний на санках и перестрелка снежками... кто ж не любит такое? А когда вечером, после сытного и вкусного ужина вы садитесь за обработку фотографий, - приходит время удивляться... Подождите секунду... почему снег голубой на половине снимков? Ведь не было же никакого голубого снега на улице!
Снег получается голубым, потому что не все камеры "видят" предметы одинаково. Человеческий глаз и мозг по-прежнему в тысячу раз лучше, чем среднестатистическая камера при выполнении таких задач, как определение контраста и цветовой коррекции. Для здорового человеческого глаза снег выглядит в условиях дневного света, по большей части, как снег - т.е. белая пелена белоснежного цвета. На солнце? Белый. В тени? Белый. Даже в темноте ночи он обычно выглядит белым, если только не окрашен городскими огнями.
Снег получается голубоватым, когда камера не может распознать, как сугроб выглядит в тени. Опять же, разные камеры будут обрабатывать объекты по-разному, и, возможно, ваша камера всегда идеально справляется с распознаванием белого снега, тем не менее тоже "сбоит" и выдает голубоватый снег в кадре.
Что делать? Как справиться с техническим несовершенством собственного фотооборудования?
В компактной камере часто есть возможность выбрать баланс белого с названием "Тень". Этот параметр также можно использовать и в зеркалках. Таким образом фотограф сообщает фотоаппарату, что на основной объект не поступают прямые лучи солнца (а свет составляет около 7500K), в то время как дневной свет в полдень составляет около 5000K (+- несколько сотен K). Если камера направлена на солнечную область и затем на тень, она может просто не переключаться достаточно быстро. Это также происходит в случае, если картина представляет из себя смесь оттенков и освещенных прямыми солнечными лучами объектов.
Имейте в виду, что даже если вы снимаете не снег непосредственно, а что-то другое, голубоватый оттенок все равно будет присутствовать.
Давайте рассмотрим некоторые примеры и наглядно убедимся в важности настройки баланса белого в снимках со снегом. Будет использовать одну и ту же фотографию. В программе постобработки сбросьте насыщенность голубого на каждой фотографии до нуля, чтобы показать степень цветопередачи. Наша картинка содержит очень мало естественных синих оттенков.
Сначала давайте рассмотрим исходный снимок.
ISO 100, 60 мм, 1/125сек, f/5.0, Canon 7D, Canon 28 мм-300 мм объектив, кадр был сделан вскоре после восхода солнца. Это контрольный снимок с балансом белого, установленным на "Дневной свет", выбранным в камере (5250K).
Теперь, выберем "Облачность" в программе постобработки (соответствие 6500K). Ниже вы видите исходное изображение все также с насыщенностью синего, установленной в 0.
Следующая настройка "Тень" (7500K).
Наконец, был использован инструмент выбора баланса белого по точке с хорошо освещенным снегом на перилах. Это привело к температуре в 9700K.
Интересно отметить снижение общей насыщенности голубого, что, очевидно, ощущается при выборе разных настроек. Поскольку становится меньше голубого, желтый цвет становится превалирующим. Настройка "Тень" вышла ближе всего к цветам в реальной жизни.
Если вам интересно, как выглядит картина в смешанном свете, здесь одни и те же снимки, снятые около 1 часа дня (полчаса после полуденного солнца). ISO 100, 60 мм, 1/200 сек, f/7.1, Canon 7D, Canon 28мм-300мм. Установлен "Дневной свет". (5250K)
Теперь "Облачность". (6500K)
Теперь "Тень". (7500K)
Точка выбора баланса белого на том же снежном участке в тени, как и раньше. (9300К)
Использование точки выбора для баланса белого на снегу, который освещен солнцем, в среднем показания вышли до 5200K. Этот баланс белого оказался наиболее близок к оттенкам в реальной жизни.
В смешанной картине мало что можно сделать для того, чтобы избавиться от синевы снега, не удаляя всю насыщенность голубого при последующей обработке. Но тогда изображение часто будет выглядеть поддельным, особенно если в нем есть какие-то синие объекты. Но небольшие снижения насыщенности синего помогают. По сути это то же самое, что делает наш мозг, воспринимая изображения через глаза.
Исправление голубоватого оттенка снега может быть таким же простым, как и выбор настройки баланса белого "Тень" на вашей камере перед началом съемки. В то время как эта настройка, возможно, не казалась прежде столь важной, необходимо убрать синий оттенок, бросающийся в глаза при просмотре фотографий со снегом. Также важно помнить о границах этой настройки, особенно при работе с прямым солнечным светом.