Желание зарабатывать на собственном увлечении фотографии вполне естественно. Многие начинающие фотографы находятся в постоянном поиске первых коммерческих заказов. Однако в современном мире нарабатывать первых клиентов достаточно сложно: очень большая конкуренция, постоянный демпинг цен, неопределенность с оценкой собственного труда, отсутствие достаточно раскрученного сайта, вот лишь немногие проблемы, с которыми сталкивается начинающий фотограф.
Давайте разберемся, с чего стоит начинать и как заработать свой первый рубль на российском рынке коммерческой фотографии.
Первая и самая важная проблема начинающего фотографа — это отсутствие громкого имени и репутации проверенного фотографа среди потенциальных клиентов. Если пытаться решить данную задачу собственными силами, то понадобится немало времени и достаточно серьезные финансовые вложения в личный сайт, рекламу услуг, конкурентную борьбу и продвижение собственного «бренда» на рынке.
Вам будет необходимо:
1. оплачивать разработку персонального сайта;
2. оплачивать рекламу предоставляемых фотоуслуг;
3. проводить конкурентные бои на тендерах потенциально важных клиентов;
4. тратить значительное время и деньги на создание актуального конкурентноспособного портфолио высокого уровня;
5. тратить средства на собственное содержание, так как первый год даже при очень интенсивной работе у вас вряд ли будут появляться регулярные клиенты, а на параллельную работу в офисе просто не останется времени и сил.
Одним словом, действовать самостоятельно крайне сложно и очень затратно. Но выход есть. Сейчас появились так называемые консолидаторы услуг частных лиц, это такие сайты как: YouDo, Yandex-услуги, Ярмарка мастеров. Эти организации вложили значительные средства в собственные сайты и рекламу. О них знает любой владелец малого и среднего бизнеса. А самое главное, у них тщательно продумана система гарантий сделок как для заказчика, так и для исполнителя — если вы честно и качественно выполняете свою работу, то система представляет проверенных и платежеспособных клиентов, которым вы можете предложить свои услуги.
Необязательно иметь имя в фотографии или огромное портфолио, изначально клиент обращается не к вам, а к консолидатору и вешает там запрос, а консолидатор предоставляет возможность уже проверенным исполнителям откликаться на объявление клиента. Другими словами, консолидатор — это площадка для тендеров в области фотографии. Чтобы стать проверенным исполнителем, не требуется платить денег за свою рекламу, от вас не требуют мирового имени в фотографии — вы просто должны заполнить паспортные данные и разместить портфолио из своих фотографий на сайте. Все — вы в игре.
А теперь самое главное. Конечно, все подобные сайты должны зарабатывать деньги, однако учитывайте, что они создаются как раз именно для тех частников, которые не в состоянии масштабно вкладываться в свою раскрутку, оплата услуг таких сайтов очень демократична, кроме того, есть возможность на первых этапах не платить ничего.
Например, на Яндекс Услугах у любого зарегистрировавшегося ежедневно 7 бесплатных откликов на любой заказ. Если вы хотите откликаться на большее количество заявок, вам будет необходимо уже платить за каждый последующий отклик сверх семи бесплатных.
Необходима железная дисциплина. Никаких: проспал, ой-автобус, пробки, забыл, голова заболела, опоздал, я сейчас приеду и так далее. Вам просто напишут гневные отрицательные отзывы и с возможностью заработка на таких сайтах можно будет забыть раз и навсегда. Помните, что вы беретесь за съемку небесплатно и незнакомых девочек и мальчиков — на подобные сайты обращаются владельцы бизнеса, она не прощают детских шалостей и лень, для них время — это живые деньги.
Для того, чтобы гарантировать своевременное прибытие на точку съемки, исключите из списка возможного транспорта личные и каршеринговые автомобили. Используйте только общественный транспорт и выезжайте на съемку с запасом не менее 30-40 минут. Даже если приедете раньше на час, ничего страшного не будет. У вас появится время осмотреться, настроить и проверить аппаратуру, сделать несколько пробных кадров. Такой подход исключит возможность опозданий и позволит вам чувствовать себя более уверенными в начале коммерческой съемки.
Ваше оборудование не должно вас подводить. Начиная с самого простого: карты памяти должны быть надежны и их должно быть несколько штук.
Необходимо иметь запасную камеру хотя бы бюджетного класса: техника имеет свойство ломаться. Контрольный просмотр кадров (попал в резкость или нет, записался ли файл, сработала ли вспышка) обязателен после каждого ключевого момента съемки, а также каждые 10-15 минут на протяжении всей фотосъемки. Снимать только с дополнительным светом и на низких ISO. Внимательно следить за выдержкой и автофокусом, не допускать смазанных и расфокусированных кадров.
Первые годы можете не рассчитывать на экзотические и дорогие виды съемок. Большая часть вашего заработка будет складываться из рутинной каталожной съемки и редких съемок кооперативов. Даже если перепадет съемка свадьбы, то надо понимать, что на подобные сайты не юридические лица обращаются в основном за бюджетным решением - ничего интересного на такой свадьбе не будет.
Тем не менее, отчаиваться не надо. Уже через 2-3 года ваш статус значительно вырастет, доход станет стабильным, и вы сможете выбирать только тот вид коммерческой съемки, который вам действительно нравится.
автор статьи Илья Лукьянов