При использовании студийного освещения одна из неприятных вещей связана с задним планом. Конечно, если у вас есть пространство, время и деньги, тогда можно просто запастись качественным студийным фоном белого или черного цвета (или какого-то оттенка серого).
Хорошая новость состоит в том, что вам может быть вполне достаточно использовать белую или серую стену, а чтобы фон казался черным или нужного оттенка серого - использовать специальный метод управления светом. Метод, обсуждаемый в этой статье, довольно прост.
Перемещайте свет
Чтобы контролировать задний план на снимке, все, что вам нужно делать - это перемещать источник света (хоть это кажется и не совсем логичным). Чтобы получить более темный фон, нужно переместить свет ближе к объекту. Для более светлого фона - отодвинуть свет дальше.
Этот подход воздействует на задний план в кадре; однако он также полностью меняет качество света, падающего на ваш объект.
Для того чтобы это продемонстрировать фотограф использовал небольшой софтбокс, расположенный прямо перед объектом съемки и над ним. В последовательности изображений ниже вы можете ясно видеть, что источник света просто постепенно перемещается назад с шагом в полметра. Кроме того, вы видите, что софтбокс наклонен немного вверх, и когда он отодвигается назад, то направлен на объект, а не на пол.
Когда источник света приближается к объекту съемки, свет на него падает быстрее. Проще говоря, это означает, что когда вы перемещаете источник ближе к правильно проэкспонированному объекту (не забывайте пересчитывать экспозицию при каждом перемещении источника), свет, достигающий вашего фона, теряет интенсивность с большей скоростью, делая тем самым задний план темнее.
В этих примерах фотограф использовал средний серый фон, чтобы лучше проиллюстрировать изменения тональности при перемещении источника света.
На первом изображении слева свет находится в 50 см от объекта, что превращает серый фон в практически черный. В метре, на втором изображении, фон становится заметно светлее. На пятом изображении, на расстоянии трех метров, серый тон заднего плана почти соответствует светло-серой рубашке объекта съемки.
Поскольку свет удалялся от объекта в каждом кадре, экспозицию приходилось измерять для каждого передвижения источника света. Изображение слева было снято с f/11, а изображение справа - с f/2.8, что составляет четыре ступени разницы в экспозиции.
Важно отметить, что перемещение источника света ближе или дальше также сильно повлияет и на то, как свет ложится на объект съемки. Поскольку качество света меняется на заднем плане, оно также меняется и на объекте. При близком расположении изменится мягкость и интенсивность света на объекте, что сделает его более ярким с точки зрения экспозиции и более мягким (качество освещения напрямую связано с размером источника света и расстоянием от объекта).
Перемещение света дальше от вашего объекта приведет к получению более светлого фона. Это также приведет к усилению освещения всего объекта. Просто имейте в виду, что многие объекты не подходят для освещения жестким светом, и будьте осторожны с тем, насколько далеко вы отодвигаете источник, тогда у вас должно быть все в порядке.
Однако если вы отодвинете источник света слишком далеко от объекта, вы также можете использовать небольшую вспышку с более близкого расстояния. Например, влияние софтбокса при расстоянии в три метра едва заметно, по сравнению с обычной вспышкой без модификатора света.
В заключение
Вот и все. Эту технику легко применить на практике, даже если вы еще не понимаете технических аспектов Закона обратных квадратах. Задняя подсветка и флаги могут помочь вам решить проблему экспонирования фона. Этот метод - еще один упрощенный вариант, который можно добавить к своему набору навыков, и, надеемся, приблизит вас на один шаг к тому, чтобы ваш кадр получился таким, как вы того хотите.