В 2017 году в Пушкине (Ленинградская область) был найден фотоархив из тридцати тысяч снимков. На фотографиях запечатлены жители и улицы Санкт-Петербурга периода позднего СССР и 90-х гг. ХХ в. Их автор, Маша Ивашинцова, скрывала работы даже от близких людей, и негативы и непроявленные пленки были обнаружены совершенно случайно. Их нашел муж единственной дочки автора, Аси Ивашинцовой-Мелкумян, когда после работы разбирал ящики на чердаке семейного дома.
Архив, обнаруженный при ремонте, уже сравнивают с наследием Вивиан Майер. Ее негативы также были найдены случайно, при схожих обстоятельствах. Они принесли фотографу хоть и запоздалую, но всемирную славу. "Русская Майер", как назвали Машу в прессе, снимала большую часть жизни, но все ее фотографии впервые увидели свет лишь после того, как семья Ивашинцовой нашла их.
Фотограф родилась в 1942 году в аристократическом семействе, чья собственность, включая и квартиру в центральном районе Ленинграда, после 1917 года была конфискована большевиками. По желанию бабушки в детстве Маша занималась балетом и даже поступила в академию. Когда бабушка умерла, родители перевели девочку в техникум и прервали артистическую карьеру. После окончания училища Маша работала театральным критиком, поменяла множество других специальностей. Такими же переменчивыми были и ее отношения со спутниками жизни.
От брака с лингвистом Мелваром Мелкумяном у Маши родился ребенок - дочь Ася (других детей у нее не было). После развода родителей в 1976 году она вместе с отцом уехала в столицу, а ее мать осталась жить в Ленинграде.
В разные годы Машу связывали отношения с поэтом Виктором Кривулиным и фотографом Борисом Смеловым.
По словам ее дочери, читавшей материнские дневники, Маша считала свои способности не стоящими внимания по сравнению с дарованием мужчин, чей музой она была. Поэтому она никому не показывала свои снимки и верила, что меркнет на фоне чужих талантов. Ежедневно фотографируя детей и прохожих, друзей семьи, уличные случайные сцены, Маша страдала от прогрессирующей депрессии, и из-за нее в 1981 году осталась без работы.
В условиях СССР выбор у "тунеядцев" был небогатый - юридическая ответственность или принудительное психиатрическое лечение. Фотограф выбрала последнее, десять лет провела в закрытой клинике и, по словам семьи, сломалась под действием насильственно вводимых препаратов. Одна из фотографий Маши, сделанная за три года до заключения, - сидящая у окна на цепи обезьянка, напряженно смотрящая на улицу. Ася Ивашинцова-Мелкумян говорит, что в этом снимке заметно какое-то предчувствие - мать будто предупреждает сама себя.
Маша так до конца не смогла приспособиться к окружающему ее миру. Она умерла в 2000 году, не дожив до 59 лет, и только в 2017 году ее фотографии увидели мир. Дочь фотографа обратилась ко многим фотогалереям с просьбой разместить у себя снимки матери, создала сайт mashaivashintsova.com, посвященный ее творчеству, и продемонстрировала всему миру, насколько талантлива была Маша Ивашинцова.