Филипп Халсман. Фото Ирен Халсман, дочери фотографа
Филипп Халсман родился в Риге, Латвия, 2 мая 1906 года. В пятнадцать лет он обнаружил на семейном чердаке старый фотоаппарат, купил несколько стеклянных пластин и начал фотографировать. Как и многие другие фотографы, когда он впервые увидел изображение, появившееся на столе фотолаборатории, то понял, чем хочет заниматься в жизни.
Его сестра переехала в Париж учиться и вышла замуж за француза. На их свадьбе он влюбился в Париж и решил переехать туда, чтобы продолжить работу над своей инженерной степенью. Его гораздо больше интересовали искусство и литература, чем технологии и механика, поэтому после окончания учебы он решил, что является профессиональным фотографом, купил фотопрожектор и бывший в употреблении увеличитель к своей старой камере и приступил к работе.
Вскоре он стал известен в Париже своими творческими и яркими портретами актеров, писателей и музыкантов. Он женился на своей ученице Ивонн Мозер. Вскоре Филипп и Ивонн Халсман стали известной командой фотографов довоенного Парижа. Он купил еще один прожектор, штатив и объектив Zeiss Tessar. Сверхчеткие изображения и креативные установки с двумя источниками света стали его визитной карточкой.
Автопортрет Филиппа Халсмана
Камера Халсмана
Вскоре Халсман понял, что за секунды, которые он теряет, загружая держатель пленки и вытягивая черную ленту, он упускает решающий момент фотографии. Это побудило его разработать двухлинзовый отражатель размером 9×12 см. Существовало несколько камер TLR (двухобъективных зеркальных камер), которые он спроектировал и построил или продал как камеру «Халсмана», в первую очередь TLR 4×5.
«Камера, которую я сконструировал для себя — очень важная часть моей техники, — сказал однажды Халсман. — Моя голова покрыта тканью во время фокусировки, я смотрю на объект через объектив. С точки зрения натурщика, безжизненный механизм камеры вдруг становится почти живым».
«Позже, в фотолаборатории, мне иногда приходит в голову новая идея. Творческий процесс не останавливается на съемке фотографии, он продолжается и на изготовлении отпечатка, потому что, изменяя параметры печати, вы можете изменить настроение, которое вы изначально задумали в студии».
Халсман также использовал Hasselblad, Rolleiflex и другие зеркальные камеры с двумя объективами и однообъективные зеркальные фотоаппараты. Он стремился постоянно видеть объект через видоискатель во время спуска затвора.
Вторая Мировая Война
Когда началась война, Филипп Халсман смог отправить свою жену вместе с дочерью Ирен в Соединенные Штаты. Когда немцы захватили Париж, он вместе со многими другими парижанами бежал на юг, в Марсель. Там он узнал, что ему не разрешат поехать в США, потому что у него - латвийский паспорт. США разрешали въезжать в страну только восемнадцати латышам в год, очереди пришлось бы ждать семь лет. Однако поскольку он был знаком с Альбертом Эйнштейном, он попросил свою жену связаться с Эйнштейном, чтобы узнать, может ли он помочь. Эйнштейн действительно помог, и Халсман вскоре отправился в Нью-Йорк.
Альберт Эйнштейн. Фото Филиппа Халсмана
Халсман прибыл в Нью-Йорк 10 ноября 1940 года. Несмотря на то, что он был известным фотографом во Франции, в Нью-Йорке его не знали. Он говорил на пяти языках, но английского среди них не было, так что он был в очень невыгодном положении. Ситуация изменилась, когда его фотографию начинающей модели по имени Конни Форд заметила косметическая компания Elizabeth Arden и использована для рекламы губной помады. Фотография стала лауреатом художественной премии, и карьера Филиппа Халсмана в Америке пошла вверх.Сальвадор Дали
Халсман познакомился с Сальвадором Дали в начале 1940-х годов, и они стали друзьями на всю жизнь. На протяжении многих лет Халсман много раз фотографировал Дали.
Испанский художник Сальвадор Дали. Фото Филиппа Халсмана
Одним из самых известных снимков Дали, сделанных Халсманом, был Dali Atomicus в 1948 году — фотография с кошками, водой и стулом.
Атомный Дали. 1948 г. Фото Филиппа Халсмана
Слушать, как Халсман лично описывает эту фотосессию, было весело. Жена фотографа Ивонна держала стул, на счет «три» ассистенты выплескивали воду из ведра и подбрасывали кошек, на счет «четыре» Дали прыгал, а Халсман делал кадр. Потом фотограф удалялся проявлять пленку и смотреть, что получилось, а его дочь Ирен приводила кошек в чувство и сушила большим полотенцем. И так двадцать шесть раз.
Оригинальная версия Dali Atomicus без ретуши, на которой видны веревки, подвешивающие предметы.
Фото Филиппа Халсмана
Книга прыжков
В начале своей карьеры Филипп Халсман имел привычку просить своих портретных моделей прыгать. Обычно это был последний кадр фотосессии. За годы работы он сделал сотни изображений прыгающих знаменитостей, которые опубликовал в серии книг под названием «Книга прыжков» .
Дин Мартин и Джерри Льюис. Фото Филиппа Халсмана
«С начала 1950-х годов я просил каждого известного или важного человека, которого я фотографировал, прыгать для меня», — сказал однажды Халсман. — Мною двигало искреннее любопытство, ведь жизнь научила нас контролировать и маскировать мимику, но не научила контролировать ее во время прыжков. Я хотел увидеть, как известные люди в прыжке демонстрируют свои амбиции или их отсутствие, свою важность или неуверенность в себе и многие другие черты».
Использование прыжка в качестве позы для понимания психики клиентов было психологическим инструментом, который Халсман назвал Jumpology.
Филипп Халсман прыгает с Мэрилин Монро. Фото Филиппа Халсмана. Журнал Life
Журнал Life поместил на обложку модную историю о женских шляпках. Филиппа Халсмана пригласили снимать портреты для этого журнала. В послевоенное время фотография на обложке журнала Life была высшим достижением для фотографа. В итоге Халсман подготовил 101 обложку для Life, что суммарно больше, чем у любого другого фотографа. Сотая обложка вышла в 1970 году с изображением Джонни Карсона, и Life опубликовала врезку с автопортретом Филиппа и Ивонн под заголовком «Король обложек снимает свою сотую». Этот портрет дуэта на самом деле был фотографией, которую Халсманы сделали для своей рождественской открытки 1969 года.
Хамфри Богарт. Фото Филиппа Халсмана
Мэрилин Монро. Фото Филиппа Халсмана
Джон Ф. Кеннеди. Фото Филиппа Халсмана
Одри Хепберн. Фото Филиппа Халсмана
Луи Армстронг. Фото Филиппа Халсмана
Описывая свою работу, Халсман сказал: «Важно помнить, что портрет сидя — это чрезвычайно искусственная ситуация. Очень немногие способны вести себя перед камерой так, как будто ее нет. Почти во всех случаях фотограф должен помочь человеку раскрыть себя. На многих сеансах я чувствовал, что то, что я говорил модели, было более важным, чем то, что я делал с камерой и светом».
«Меня больше всего в жизни интересовали люди. Человек постоянно меняется на протяжении всей жизни. Меняются его мысли и настроения, меняется выражение и черты его лица. И здесь мы подходим к ключевой проблеме портретной живописи. Если подобие человека состоит из бесконечного числа различных образов, какой из этих образов мы должны попытаться уловить?
Для меня ответом всегда было изображение, которое наиболее полно раскрывает как внешнее, так и внутреннее содержание субъекта. Настоящий портрет должен быть сегодня и через сто лет свидетельством того, как этот человек выглядел и каким человеком он был».
Филипп Халсман умер в Нью-Йорке 25 июня 1979 года в возрасте 73 лет после непродолжительной болезни.