Ева, или Ив, Арнольд (Eve Arnold) - американская фотожурналистка и первая женщина, которую легендарное агентство Magnun Photos приняло в свои ряды фотографов. Она стояла у истоков создания канонической новостной фотографии - той, что мы знаем по снимкам LIFE.
Magnun Photos неизменно включает работы Арнольд во все постоянные передвижные выставки. Ей позировали крупнейшие селебрити мира, среди которых немало легендарных женщин. Именно Ева Арнольд сделала одни из самых узнаваемых снимков королевы Елизаветы II, Маргарет Тэтчер, Мэрилин Монро, Жаклин Кеннеди, Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор. Примечательных мужчин в ее портретной галерее тоже много - от Кларка Гейбла до внука Льва Толстого Ильи Ильича, преподавателя МГУ.
Войдя в мир фотографии практически случайно Ева Арнольд перевернула его. В ее творчестве фантастически сочеталась нежная женственность и отважное бунтарство против стереотипов. Она много внимания уделяла традиционно женским темам - чуду первых дней жизни ребенка, отношению матерей и детей, но при этом отлично справлялась с темами, считавшимися в ХХ веке мужскими.
Ева Арнольд фотографировала в Афганистане, Китае, на Гаити и в других опасных точках, делала репортажи из психиатрических лечебниц, снимала политических манифестантов. Она была невероятно смела и инициативна, по-хорошему любопытна и всегда бережно относилась к людям, которые ей позировали.
Доверие, сотрудничество, уважение к модели
Славу Еве Арнольд во многом принесло умение наладить доверительные отношения с моделями - будь то "закрытые" знаменитости и не привечающие чужаков жители беднейших кварталов. Благодаря чуткости и эмпатичности фотограф отлично передавала нюансы настроения людей, не создавая им эмоционального дискомфорта. И ее модели охотно "раскрывались" в кадре.
Яркий тому пример - десятилетняя история совместной работы Евы Арнольд и Мэрилин Монро. Они сотрудничали и дружили вплоть до смерти актрисы. Лучшие работы были изданы отдельной фотокнигой "Marilyn Monroe: An Appreciation". На каждой странице видно, с каким уважением относилась фотограф к актрисе, и как открыто позировала Монро талантливому фотографу, знающему, что такое частная жизнь.
Подход Евы Арнольд - это совместный поиск, "тонкая" связь с людьми, умение становиться близким человеком для модели и использовать ровно ту часть личности, которую ей приоткрывают. Фотограф особенно любила моменты погружения в себя и старалась снять актеров перед выходом на площадку, а политических деятелей - в момент концентрации на важном деле.
Ева Арнольд пропускала через призму творчества и свою жизнь. Она потеряла ребенка и старалась рассказать в фотографиях о таинстве рождения, прошла через нехватку денег и органично документировала бедность. Она была истинной женщиной, и любила фотографировать женщин, интересовалась политикой и работала уличным, социальным корреспондентом. Личность автора видна во всех снимках - а их за десятилетия карьеры скопилось немало.
Пятьдесят лет карьеры и почти столетняя жизнь
Ева Арнольд прожила практически сто лет - без нескольких месяцев. Более половины этого времени она посвятила фотографии. Ее пятидесятилетняя карьера началась в юности с фотокамеры, подаренной бойфрендом, а закончилась уже в очень преклонном возрасте. Сама фотожурналист говорила, что все годы ее заставляло работать любопытство и интерес к людям.
Будущая легенда американской и мировой фотожурналистики родилась в 1912 году в Филадельфии, штат Пенсильвания. Ее родители были еврейскими эмигрантами, уехавшими в США из России, в семье было девять детей и почти не было денег. Увлекшись фотографией в подростковом возрасте, Ева долго относилась к ней, как к хобби. Первый крупный заказ она получила уже после замужества, в 1946 году, фотографируя на нью-йоркском заводе фотоматериалов. Там она работала несколько лет, пройдя карьерный путь от разнорабочей до директора.
Профессиональное образование Ева Арнольд получила на курсе в нью-йоркской школе социальных исследований. Он длился шесть недель, а преподавал на нем знаменитый Алексей Бродович, арт-директор Harper's Bazaar. Дипломной работой Евы стал фоторепортаж о фэшн-показе в Гарлеме. Снимки опубликовали в Штатах и Великобритании, а Бродович пригласил автора работать в Harper's Bazaar. С 1948 года Ева фотографировала для журнала и других печатных изданий, а в 1957 году ее заметил сам Роберт Капа. В том же году фотокорреспондент вошла в нью-йоркское отделение Magnum. Ей было 45 лет.
Следующие несколько десятилетий были полны активной работы. В 1961 году Ева с сыном переехала в Лондон, где прожила до самой смерти в январе 2012 года. Арнольд начала сотрудничать с The Sunday Times и надолго стала важнейшей частью британского фотографического мира. Ее заслуги были отмечены Королевским фотообществом, включившим Еву в свои ряды в 1995 году. В 2003 году она стала дамой-офицером Ордена Британской империи.
За время работы Ева Арнольд побывала в СССР, ЮАР, Египте, Монголии и в огромном количестве других стран. В Советском Союзе она снимала людей, стоящих в очереди в Мавзолей, на Кубе - девушек в баре "квартала красных фонарей".
В возрасте 67 лет она смогла получить визу в КНР, отправилась туда и "намотала" во время путешествия 60 тысяч километров. За снимки, сделанные в Китае, Ева Арнольд получила премию сообщества фоторепортеров.
За годы карьеры фотограф издала 14 книг, ее выставки проходили в США и Европе. Последнюю профессиональную премию Sony World Photography Ева Арнольд получила в 2010 году.
Последние несколько лет жизни она провела в доме престарелых и скончалась, оставив огромный фотоархив, - свидетельство особого дара и несомненного таланта.