Антанаса Суткуса гораздо лучше знают на Западе, чем на постсоветском пространстве (кроме его родной Литвы), но коллеги и критики относят его к наиболее значимым и интересным фотографам СССР. Это талантливый автор многочисленных снимков в жанре уличного репортажа и незаурядный организатор. Он основал и много лет подряд возглавлял литовский Союз фотоискусства, который долгое время был единственным советским обществом подобного рода.
Антанас Суткус (©Antanas Sutkus) сумел объединить вокруг себя лучших представителей художественной и репортажной фотографии и два десятилетия занимался развитием и укреплением международных связей. Известность на Западе пришла к нему раньше, чем в СССР, но сегодня его знают любители фотоискусства по всему миру.
Работы современного классика литовской (и советской) фотографии находятся в многочисленных крупных коллекциях. Среди них - собрания лондонского музея Виктории и Альберта, Национальной парижской библиотеки, музеев в Финляндии, Швеции, США, Франции, Дании и других странах. Суткус - стипендиат фонда Хассельблад, который спонсировал архивацию работ автора, чтобы сохранить их для потомков.
Фотограф издал две авторские фотокниги и навсегда вошел в историю фотографии как ярчайший представитель литовской школы. На родине его удостоили звания заслуженного деятеля культуры, вручили Государственную премию и орден Гядиминаса четвертой степени. С начала карьеры у Суткуса прошло более 150 выставок - они и сейчас регулярно проводятся по всему миру, помогая зрителям знакомиться с ушедшей эпохой и людьми, которые в ней жили.
Черно-белые фото и акцент на индивидуальности - особый подход Антанаса Суткуса
Антанас Суткус всегда придерживался очень личностного подхода к работе со своими моделями. Он - не был сторонником столь популярного в советское время коллективизма, его в первую очередь интересовали индивидуальные черты позирующих ему людей, особенности их характеров, которые проявляются на снимке.
Суткус часто обращается к повседневным сюжетам, видя в них потенциал для раскрытия новых, интересных сторон в личностях и ситуациях. Он готов подолгу выжидать, чтобы найти необычную композицию или интригу в обыденности. Умение ждать "решающего момента", в нужную секунду нажимая на кнопку - черта, присущая классикам европейского и американского фоторепортажа, знаменитым членам агентства Magnum. Суткуса от них отличает концентрация не на событии и композиции, а на эмоциональной составляющей снимка.
Эта характерная особенность была новой для советской профессиональной фотографии, поэтому литовский автор всегда стоял в ней особняком. Его считали одним из наиболее неформальных фотохудожников, и часто снимки, участвовавшие в международных экспозициях и получавшие премии, в СССР даже не печатали в прессе. Это не помешало Суткусу доказать, что литовская школа фотографии заслуживает отдельного рассмотрения. Вместе с московскими коллегами он искусно избегал обвинений в очернении советской жизни и отстаивал свою самобытность.
Фотограф всегда работает с черно-белой палитрой, и даже если снимает на цветную пленку, при печати "превращает" фото в монохромные выразительные картины. Он пользуется пленочными камерами - например, писателя Жана-Поля Сартра он фотографировал компактным малозаметным "Зенитом". К цифровой технике Суткус относится настороженно, считая, что она нивелирует индивидуальность.
Патриот Литвы и владелец огромного фотоархива
Фотограф - настоящий патриот родной страны, за десятилетия карьеры собравший огромный архив из негативов, пленок и снимков ее жителей, городов и сел. Отчасти эта незаурядная коллекция - вынужденная мера, с которой Суткус стремился обезопасить свои работы в годы советской власти. Его мало печатали, и из-за цензуры большую часть наследия приходилось хранить в архиве. Сегодня фотограф занимается сортировкой и упорядочиванием своих работ, которые хранятся в большей половине его дома.
Как и многие другие известные авторы, Суткус в детстве не задумывался о фотокарьере и хотел стать журналистом. Родившийся в 1939 году будущий фотограф уехал из родного села в Каунасском районе в Вильнюс, чтобы поступить в университет. Изучение журналистики он так и не завершил, увлекшись фотографированием.
Суткус штудировал материалы в библиотеках, западных журналах и сам экспериментировал с уличной съемкой. Первую камеру он купил еще в детстве, потратив на нее сбережения, которые откладывал на приобретение велосипеда.
Слава пришла к фотографу в 1962 году, когда его работу "Зимняя геометрия" опубликовали в "Советском фото" и французском L’Humanité Dimanche. С конца 1950-х годов, после создания крупной серии фото о литовских деревнях, он работает над проектом "длиной в жизнь" о людях его родной страны. Кроме него, Суткус провел еще семь масштабных фотоисследований - о литовцах за рубежом, памяти Каунасского гетто и так далее.
В середине 60-х годов талантливый автор стал "центром притяжения" для других молодых фотографов Литвы. Вместе они основали первое фотообщество в СССР - уникальную среду с собственным творческим почерком. В Союзе фотоискусства Суткус председательствовал два десятилетия, сделав многое для его процветания. Сегодня маститый фотограф разбирает свой знаменитый архив - кто знает, сколько еще интересных и талантливых работ он покажет поклонникам?