Александр Гальперин родился в 1907 году. В тот день, 10 сентября, в городе Баку на свет появилась легендарная личность. Александр с ранних лет увлекался кинематографией и фотографией. В 1936 году он, следуя зову сердца, поступил во ВГИК, по окончании которого получил диплом кандидата наук в области искусствоведения. После института Александр попробовал себя в роли фотокорреспондента.
Начало карьеры великого советского видеооператора
Александр Гальперин усердно трудился в таких популярных изданиях как «Огонек», «Красный журнал», «30 дней». Эта работа принесла ему большой опыт и позволила развить мастерство. От фотокорреспондента известных журналов требовались оперативность, умение передавать происходящее с максимальной выразительностью и точный взгляд на действительность. Гальперин обладал всеми этими качествами, поэтому считался очень ценным сотрудником.
Видя в Александре талант, его отправляют в Германию, в командировку. На тот момент страна считалась одной из самых развитых в области кинематографа, и Гальперин уже четко осознавал свое желание работать в кино.
В Мюнхене он пробует поступить в Высшую фотокиношколу, однако министерство отказывает ему. Но молодой человек не растерялся, ведь девизом его жизни было постоянное движение вперед, а значит, возвращаться к прошлому нельзя было. Вместо учебы он устроился на работу на кинопроизводство.
На киностудию Александра, конечно, взяли, но лишь на должность простого статиста. На тот момент энергичному энтузиасту и этого было достаточно. За время работы ему удалось побывать на съемках таких великих картин как «Варьете», «Последний человек»; понаблюдать за высококлассными специалистами: Карлом Фрейндом и Гвидо Зиберой. Все свободное время Гальперин проводил за книгами в читальном зале, где изучал издания, связанные с кинооператорским искусством. Он впитывал каждое слово авторитетных пособий, чтобы в будущем превратиться в великого специалиста в столь непростом деле.
Первый опыт в качестве кинооператора
Первым, кто заметил талант молодого человека, был Карл Фрейнд. Он обратил внимание, что простой статист хорошо разговаривает на нескольких языках и имеет знания в сфере кинокамер и другого оборудования для съемок полнометражных картин. По наводке Карла Александр впервые становится за видеокамеру.
После возвращения в Москву, в 1927 году, Гальперин начал выступать с докладами на тему операторского искусства. Одно из его выступлений – «Сценарий технического трюка» получил заметный отклик. Александра пригласили снять несколько сложных кадров для фильма об уличном движении. Перед Гальпериным встала действительно интересная задача, с которой он справился отлично.
С этого момента Александр Гальперин начал по-настоящему заниматься видеооператорским искусством. Его приглашали снимать грузинскую картину «Цыганская кровь», фильм «Бог войны» и «Опиум» по сценарию Лилии Брик. Вместе с тем свой собственный стиль оператор создал нескоро.
Особый стиль съемки Гальперина
Оператор отличался страстью к экспериментам и постоянному поиску себя. В работе Гальперин стремился помочь актеру раскрыться сильнее, поддержать его. В результате нескольких экспериментов он разработал методику съемки ультраглубинных построений с применением экспозиций фигурных масок.
Гальперин часто использовал в работе камеру, которая крепилась на грудном штативе. Таким образом он вел съемку как бы «от первого лица», становился полноценным героем сцены.
Закат и последние годы жизни деятеля искусства РСФСР
С 1936 года Гальперин преподавал во ВГИКе – институте, в котором провел свою молодость и многому научился. Во время войны Александра отправили на Дальний Восток для съемок цикла боевых фильмов и секретных оборонительных объектов якобы для документальной картины. Как выяснилось позже, эту съемку Гальперин делал специально для И.Сталина.
В 1946 году Гальперин создал свою киномастерскую для студентов, в 1960 – стал профессором. Он читал лекции по операторскому искусству на Высших курсах сценаристов и режиссеров.
Умер Александр в возрасте 87 лет, 1 марта 1995 года. Оператор прожил интересную жизнь, полную ярких событий. Благодаря ему советские люди увидели много качественных фильмов.