Съемка черно-белых фотографий — довольно сложная задача. Это, безусловно, одна из самых сложных областей пейзажной фотографии. Нужно быть очень осторожным с обстоятельствами, при которых фотографии действительно будут хорошо смотреться в черно-белом цвете.
Убрать цвета из сцены непросто, и нужно принимать очень взвешенные и важные решения, чтобы фотографии говорили больше в отсутствие цветов. В этой статье мы поделимся пятью важными факторами, которые следует учитывать при съемке потрясающих черно-белых пейзажей.
1. Текстуры
Да, текстура — это первое и главное при съемке в черно-белом режиме. Одними лишь текстурами в кадре можно будет рассказать огромное количество историй. И под текстурами мы подразумеваем не только скалы и горы — сюда также входят самые простые абстрактные текстуры, встречающиеся в природе или в любом другом месте, где в кадре есть неровности.
На этой фотографии, сделанной на склонах Сандакпху (самый высокий пик в Западной Бенгалии), видны самые известные горы хребта Спящего Будды — гора Канченджунгха и гора Кабру. Текстуры на этих знаменитых горах достаточно хороши для получения потрясающих черно-белых изображений.
2. Контраст
Там, где нельзя различать цвета, контраст играет очень важную роль. Нужно реализовать многое из того, что происходит в сцене с тенями и бликами.
На этом изображении из Ришьяпа (деревня в Индии, Западная Бенгалия) силуэт дерева слева контрастирует с яркими участками изображения. Кроме того, разнообразный контраст в облаках делает изображение интересным: более яркая левая сторона и более темная правая сторона контрастируют с деревом на переднем плане.
3. Свет
Свет играет еще одну чрезвычайно важную роль в черно-белых пейзажах. Направление, ориентация и интенсивность света важны для создания великолепных черно-белых изображений.
На этой фотографии из Колахама Солнце со вспышкой и лучи, исходящие из облака за деревом, дали яркий свет по всему изображению. Единственным цветом на изображении был синий из-за голубого неба и более холодного баланса белого, что не помогло при разработке изображения. Вот почему автор остановился на создании черно-белого изображения из этого.
4. Состав
Если не заострять внимание о цветах и зрители не увидят цветов в кадре, композиция становится чрезвычайно важной при работе с черно-белыми пейзажами! На этих фотографиях можно играть с различными композиционными техниками, и можно очень творчески подойти к композиции.
На этой фотографии из Тамлинга не было цвета, чтобы играть с ним, он был очень тусклым и серым с коричневатыми полями, но когда начали надвигаться облака и дерево то появлялось то исчезало из облаков, автор настроил свою композицию и ждал идеального момента, чтобы запечатлеть это дерево с дорогой, идущей сбоку.
5. Формы
Это еще один фактор, который следует учитывать при съемке черно-белых фотографий движущейся воды с длинной выдержкой. При работе с водными пейзажами почти всегда получаются удивительные формы, и это можно использовать с преимуществом в черно-белых фотографиях.
На этой фотографии из Гопалпура (город на побережье Бенгальского Залива) автор смог уловить формы воды, отступающей от берега волн, и придать изображению уникальный вид.
Вывод
Следует иметь в виду, что черно-белое изображение отличается от монохромного. Черно-белые фотографии не содержат никаких цветов, кроме всех оттенков серого (включая черный и белый)! С другой стороны, монохромный — это техника создания изображения с оттенками одного и того же цвета, который по сути не является серым.