Винченцо Балокки (Vincenzo Balocchi) — флорентийский инженер и фотограф, ставший одним из самых ярких представителей итальянского неореализма 40-х, 50-х и 60-х годов ХХ века. Несмотря на то, что его работы известны широкой публике не так хорошо, как творчество Луиджи Кроченци или Джанни Беренго Гардина, он внес огромный вклад в развитие фотографии и искусства в целом.
Влияние итальянского неореализма на современную культуру огромно, ощущается и сегодня, и Винченцо Балокки был одним из тех, кто сформировал его как направление за пределами одного лишь кино. Фотографа любят и знают на родине, в Италии. Только во флорентийском Музее истории фотографии Fratelli Alinari хранится более 6000 его фотопринтов, 30 000 негативов на черно-белой пленке и 4000 — на цветной. В мире Винченцо Балокки не так знаменит, хотя интерес к его работам растет, а выставки проходят в крупных галереях и центрах от Москвы до Нью-Йорка.
Неореализм — важное явление в искусстве, особенно в итальянском. Там он вышел далеко за пределы кино, а актуальность не терял практически до середины 70-х годов ХХ века. Благодаря Винченцо Балокки и его коллегам по творчеству итальянская фотография перестала выполнять лишь прикладную функцию, как это было до 40-х годов. С развитием жанра к фотографам пришла слава, они уже не публиковались анонимно, их имена стали звучать за пределами Апеннинского полуострова.
В неореалистической итальянской фотографии много интересных имен, но не так много основоположников. Винченцо Балокки, несомненно, был в их числе. Волей судьбы он стал фотографом, отражавшим не романтические представления о своей стране, а реальность в ее простоте и естественности. Большинство снимков флорентийца черно-белые, в них нет необычных ракурсов, эффектных фотоприемов или драмы. Они композиционно строгие, что укладывается в итальянскую традицию фотографии, но в них явственно просматривается личное и очень талантливое видение автора.
Винченцо Балокки превращал обыденные сцены во вневременные слепки, которые позволяют и сейчас окунуться в атмосферу Италии второй половины ХХ века. На его снимках своими делами занимаются горожане и жители провинции, дети и старики, влюбленные и монахи. Компанию им составляют кошки, деревенские куры и знаменитые флорентийские статуи.
Повествовательная манера съемки Винченцо Балокки хорошо «ложится» творческие принципы неореализма, так хорошо рассказывающего о простых и часто небогатых людях. Фотограф отработал творческий почерк за несколько десятилетий карьеры, которая началась еще на заре ХХ века.
От инженерного дела к фотографии
Винченцо Балокки родился в 1892 году во Флоренции, откуда после школы уехал в Турин, чтобы поступить в университет. Окончив инженерно-технический факультет в 1921 году, начал работать по специальности, но практически сразу занялся фотографией и стал директором знаменитой компании Fratelli Alinari. Созданное еще в 1852 году фотоателье — одна из самых старых фирм, работающих в области фотоискусства. Сегодня это компания международного уровня, в музейном архиве которой хранится более 5.5 миллионов изображений — исторических и современных.
В Fratelli Alinari Винченцо Балокки работал в основном с фотомеханическими репродукциями. Он руководил фирмой до конца 20-х годов, а затем погрузился в собственное творчество. В 1928 году фотограф основал Istituto Fotocromo Italiano — предприятие, до 80-х годов специализировавшееся на коллотипе для оформления художественных изданий. Сегодня метод заменили более сложные и современные технологии печати.
Винченцо Балокки начал много фотографировать, сначала пользуясь классическими камерами Leica, а затем перейдя к большому формату 6х6. В 30-х годах, уже будучи известным инженером и автором, он создал во Флоренции фотографическую группу Gruppo fotografico fiorentino. Вместе с коллегами Балокки сделал много интересных снимков, став практически главным действующим лицом итальянской художественной фотографии 30-х и 40-х годов.
La Bussola и новые задачи
В 1948 году Винченцо Балокки стал членом La Bussola — знаменитой ассоциации фотографов-неореалистов, созданной в Милане годом ранее. Она объединила большинство известных итальянских фотографов того времени — Джузеппе Кавальи, Пьерджоржио Бранци, Марио Финацци, Фоско Мараини и многих других. Участники ассоциации, как и сам Балокки, придерживались взглядов философа Бенедетто Кроче и воплощали их в своих работах.
Оригинальная идея La Bussola — fotografia crociana, принцип, по которому при рассмотрении произведения фотоискусства учитывается, главным образом, его эстетическая ценность. Сюжет же отходит на второй план, если вообще имеет значение. Участники ассоциации верили в фотографию как искусство. Это привычный сегодня, но весьма смелый для середины ХХ века взгляд. Снимки были для членов La Bussola способом изображения гармонии и красоты с помощью техники, химии и оптики, а фотография — современным, чувствительным к реальности средством творческого выражения.
Винченцо Балокки на протяжении 50-х и 60-х годов был активным «проводником идеи в массы» и фотографом, который помог создать абсолютно новые предпосылки для развития фотоискусства — не только в неореализме. Благодаря работе La Bussola итальянские фотографы конца 60-х и 70-х годов смогли поставить и успешно решить новые задачи — описать языком камеры угрозы, которые природе страны несет индустриальная цивилизация, показать, как стираются границы самобытности под влиянием глобальных процессов. К сожалению, лично Винченцо Балокки увидел не все. Он умер в 1975 году, в родной Флоренции, оставив богатое творческое наследство.
Благодаря немалому архиву фотографа выставки его работ проходят и в XXI веке. После аукциона Bloomsbury, прошедшего в Риме в 2011 году, оригинальные работы Винченцо Балокки стали продаваться почти за 3000 долларов. Фото флорентийского автора опубликованы в виде книги и часто выставляются на экспозициях, посвященных неореализму — в том числе и в России. Итальянский Центр исследования фотографии CRAF при поддержке Минкульта РФ подготовил выставку, представленную в московском Центре им. братьев Люмьер. Среди работ есть и снимки Винченцо Балокки — узнаваемые, талантливые и уже легендарные.