Природа – муза, вдохновляющая творческих людей создавать шедевры невероятной красоты. Фотографы – не исключение. В числе наиболее завораживающих мест – Крым. Он всегда привлекал внимание художников и фотопейзажистов. Этому способствовало большое количество дворцов и удивительная природа полуострова. Самым популярным фотоателье в Крыму была мастерская Василия Сокорнова. Сделанные им снимки имели всероссийский, а позже и мировой успех.
Первые шаги в карьере
Будущий мастер появился на свет 27 февраля 1867 года во Владимирской губернии. Образование он получал в Императорской Академии художеств. Чтобы заработать немного денег, бедный студент устроился на должность ретушера в модное фотографическое ателье Пазетти. Именно здесь произошло его первое знакомство с фотопейзажем, ставшим затем делом всей жизни мастера. Художественное ретуширование снимков и процесс изготовления фотографий по-настоящему увлекли Сокорнова, за несколько лет упорной работы он приобрел бесценный опыт, позволивший впоследствии получать технически безупречные снимки.
Именно в те годы наладилось промышленное производство сухих фотопластин. Печатать снимки стало легче, и у пейзажистов появилось больше времени для реализации творческой стороны. К сожалению, подорванное тяжелой работой здоровье мастера пошатнулось, он был вынужден по рекомендации врачей покинуть Санкт-Петербург. Так Сокорнов оказался в Алупке на Южном берегу Крымского полуострова. Небольшой городок привлек его своими достопримечательностями – большим старинным парком и дворцом, принадлежавшим семье князя Воронцова.
Начало активной деятельности фотопейзажиста
Здоровье Сокорнова постепенно пришло в норму, и у него возникла необходимость поиска работы. Помощь, выделенная Обществом поощрения художников, закончилась, и, чтобы заработать, он писал пейзажи и делал наброски. Это не давало желаемой прибыли, и денег на жизнь молодому мастеру не хватало. Тогда он пошел на решительный шаг – занял у знакомых небольшую сумму и купил фотоаппарат со всеми принадлежностями.
Сокорнов сразу же сделал и напечатал полсотни снимков с пейзажами Крыма, и предложил их хозяину магазина, продававшему картины. Благодаря счастливому случаю все фотооткрытки тут же купил известный меценат того времени, владелец нескольких крымских имений князь Ф.Ф. Юсупов-Сумароков-Эльстон старший. Аристократу так понравились работы Сокорнова, что он сделал еще несколько заказов. С этого момента фотокарточки приобрели популярность.
Со временем открытки с красивыми видами стали одним из самых востребованных сувениров. В начале XX века Крым принимал на лечение и отдых до миллиона посетителей в год. Все они дарили фотооткрытки на память друзьям и родным, прилагали их к переписке, приобретали в качестве памятного сувенира. Постепенно эта индустрия разрослась до промышленных масштабов.
Мировое признание
В начале XX века Сокорнов стал популярен далеко за пределами Крыма. Поддерживаемый прежним работодателем – Пазетти, начинающий фотохудожник смог отправить свои работы на Всемирную универсальную выставку, проходившую в Париже. Ее итогом для молодого мастера стала бронзовая медаль и признание мэтров мировой фотографии.
Затем он выставлялся на 1-й Международной художественной выставке в Петербурге в 1903 и Киеве в 1908 годах. Обе принесли Сокорнову по серебряной награде. По мнению журналистов специальных изданий, его пейзажи были великолепны, в первую очередь, благодаря отличной передаче света и тени.
После такого успеха автора приняли в Русское фотографическое общество, членам которого было разрешено свободно снимать на территории государства. Также это дало Сокорнову возможность покупать расходные материалы со скидкой и работать еще больше.
Впрочем, среди современников мастера находились и противники его творчества, которые подвергали критике некоторые пейзажи. Недоброжелатели утверждали, что отдельные снимки Сокорнова далеки от реальной фотографии.
Смена жанра и работа с государственными изданиями
Следующим этапом карьеры Сокорнова стала смена жанра в 1912 году. Князь Юсупов-Сумароков-Эльстон пригласил фотохудожника сделать снимки его имения. Итогом этой работы стал великолепный альманах, который до сих пор хранится в музее. Также снимки мастера внесены в издание «Крымское промышленное плодоводство» и ряд журналов.
Свои коррективы в творчество Сокорнова внесла Первая мировая война. Нехватка фотоматериалов, производителем которых была преимущественно Германия, остро сказалась на работе. Затем последовала революция, и в стране начался период неблагополучия. Ателье Сокорнова пережило эти тяжелые годы и просуществовало плоть до 1927 года, когда были уничтожены все частные предприятия.
Фотограф, которому на тот момент было более 60 лет, получил место в государственном учреждении «Крымгосиздат». Сотрудничество позволило организовать выпуск фотооткрыток Сокорнова многотысячными тиражами. В этот период была переиздана его старая работа «Виды Крыма». Всего «Крымиздат» имел авторские права на более чем тысячу работ фотохудожника. Сам же автор получал только официальные гонорары, сумма которых была очень скромной. Согласно законодательству того времени, фотографу не поступали отчисления за авторство, так как все его произведения принадлежали государству.
Последний этап жизни мастера
Невзирая на преклонный возраст, фотограф продолжал упорно трудиться. Результаты его работы были представлены на Всесоюзной фотовыставке 1937 года. Она принесла Сокорнову успех и признание, благодаря которому его приняли в члены Художественного фонда СССР. Государство даже назначило фотографу-пейзажисту академическую пенсию.
Очередные корректировки в работу мастера внесла Вторая мировая война. На этот раз на его снимках появились солдаты, выздоравливающие в госпиталях Крыма. В это же время Сокорнов принял участие в процессе восстановления дворца-музея в Алупке.
Скончался родитель фотооткрытки 22 апреля 1946 года. Его главным наследием считаются черно-белые фотографии, передающие всю красоту природы, ее неповторимость и естественность.