Летний отпуск подходит к концу, и деньги на недельные туры в жаркие экзотические страны уже закончились, а делать красивые снимки хочется и дальше. Ничего, скоро настанет самая зрелищная пора в средней полосе — осень. Кроме буйства красок, создающих богатые многоцветные палитры для съемки пейзажей, приходят многоликие туманы. Именно о съемке туманных пейзажей и пойдет речь в статье.
Первое, что необходимо учитывать при съемке в тумане — это особенности построения композиции кадра. Во время тумана видимость сильно ограничена, что дает возможность в полной мере использовать законы воздушной перспективы. Чем дальше будет от нас объект, тем хуже будет его видимость. Таким образом, даже на абсолютно голой поляне всего лишь с одним деревом мы получаем прекрасный, объемный пейзаж с хорошо выделенной перспективой. Мир вокруг меняется, туман может преобразовать привычную для нас местность до неузнаваемости. Даже если вы просто прогуляетесь по давно исхоженной аллее или знакомому парку с фотоаппаратом в руках, обязательно вернетесь с десятком-другим хороших кадров. Однако, стоит учесть, что за время летних отпусков глаз привык к изобилию красок и форм, и построение лаконичных композиций будет для нас непривычно.
Второй момент, сопутствующий туманным пейзажам, это очень низкая насыщенность цвета в кадре. Иногда цвет отсутствует практически полностью. Связано это не только с плохой видимостью и рассеиванием света в тумане, но и с облачностью, сопровождающей туманы — одним словом, осень. Решить этот вопрос можно, разделив съемочное время и погоду. Если вам хочется ярких красок в сочетании с воздушной перспективой, то накануне дня съемки обязательно посмотрите прогноз погоды. Если день обещают солнечным с самого утра — смело выдвигайтесь на пленэр. Как только пробьются первые лучи рассветного солнца, туман начнет стремительно рассеиваться. Будьте готовы и заранее поинтересуйтесь временем рассвета в вашей местности, благо, актуальной информации сейчас предостаточно. Как правило, туманы уйдут максимум через час после рассвета, хотя бывают и подарки судьбы на целых полдня. Вот тут вам и пригодится сумка с термосом и бутербродами — вечные спутники настоящего пейзажиста.
Если же вам ближе черно-белые загадочные сюжеты, то стоит прибывать к месту съемки задолго до рассвета и непременно в пасмурную погоду. Снимать придется в предрассветных сумерках, в таких условиях освещения даже новая высокочувствительная камера выдаст сомнительный результата. Вам непременно понадобится хороший тяжелый штатив. Учитывая предстоящую пасмурную погоду, дождевик и термос с горячим чаем тоже будут нелишними, как и защита для вашей камеры.
Третий нюанс, который стоит учитывать, — это насмотренность. Имеется в виду привычка видеть лаконичные сюжеты, правильно их компоновать, выделять главный объект в кадре при отсутствии третьего плана. Тут лучше всего обратиться к современной классической пейзажной фотографии. Выдающимся представителем таковых является Майкл Кенна. Его пейзажи настолько лаконичны и настолько выверены по композиции, что доступны даже неподготовленному зрителю. Практически все его работы — это прямая рекомендация к съемке, своеобразный учебник. Разумеется, не стоит полностью копировать снимки мастера, да это и не получится, так как большая часть его съемок выполнена не в России. Но взять за основу, подсмотреть интересные композиционные приемы в его фотографиях стоит однозначно.
Что же касается техники и оборудования, требующегося для таких съемок, то тут нет ничего уникального. Вам понадобится камера и широкоугольный объектив. Если вы снимаете на кроп, то зумы с диапазонами фокусных расстояний 10-20 мм или 12-24 мм подойдут лучше всего, при этом учитывая штатив, светосила этих объективов не имеет никакого значения. Туман съест большую часть резкости картинки, так что при желании и наличии штатива, даже штатный объектив 18-55 на положении зума 18 мм даст вам замечательный, выставочного качества, кадра. Что касается штатива, то нужен тяжелый и полностью металлический экземпляр. Да, в Турции или Италии хватало легкого, компактно и складного варианта. Но там был камень или асфальт, а вам придется снимать на мокрой листве и сырой раскисшей почве — легкий штатив держать не будет, даже если вы его огрузите сумкой. В тумане вам не придется долго бродить, у вас просто не будет времени на многокилометровые марши. Не стесняйтесь, берите штатив весом 3-4 кг, он будет прекрасно держать своим весом камеру, и при этом вы не успеете от него устать. Так же вам понадобится защита на камеру, временно можно использовать обычный полиэтиленовый пакет, но если охота за туманами вам придется по душе, то лучше приобрести специальную защиту от влаги (специальные накамерные чехлы от осадков), она удобнее и надежнее. Не забудьте пульт для спуска камеры — радио или ИК, не столь важно — а также крепкий, защищенный от дождя фоторюкзак, термос, бутерброды, фонарик и влагозащищенную обувь, само собой разумеется. Ну вот и все, что касается снаряжения и оборудования.
И напоследок самое главное — тактические хитрости: маршруты и места. Современный турист с фотоаппаратом или любитель пикника стали совсем ленивы и редко отправляются туда, куда нельзя добраться на машине. Если вы хотите найти интересные пейзажи в Подмосковье или близ других крупных городов, то стройте маршрут так, чтобы до конечной цели съемки нужно было идти не менее 3-5 км пешком. В таких местах не будет скоплений бытового мусора, а иногда встречаются даже самые настоящие водопады.
Водопад рядом с Пущино — 85 км от Москвы
Если на настоящую однодневную фотоэкспедицию нет желания, сил или времени — не беда. В крупных городах есть достаточное количество ухоженных парков и аллей, где можно найти достойный сюжет, ведь сами черты города скроет туман. Единственное — выбирайте ухоженные парки без площадок для шашлыка, в противном случае ваше творчество утонет в обильно раскиданном мусоре. Ну и время съемки стоит выбирать в выходные, лучше даже в субботу — пока весь город еще спит после трудовых будней, и парки свободны.
Удачных вам кадров и густых осенних туманов!