Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

​Суперзум как основная камера современного фотографа

811

Как такое возможно, чтобы "мыльница", пусть и с большим зумом, стала основной камерой фотографа? Ведь профессионал может снимать только на полнокадровую зеркалку с топовой оптикой.

Отчасти это утверждение верно, однако мы не учитываем целей съемки и дальнейших вариантов использования полученных фотографий. Действительно, современная топовая зеркальная или беззеркальная камера способна выдавать феноменальное качество фотографий, но куда это качество потом девать? Мы говорим о том, что далеко не каждый профессионал печатает фотографии размером полтора на два метра и ползает потом по ним с лупой в поисках шумов и нерезкостей. Да что там говорить, редко кто из современных профессиональных фотографов вообще печатает снимки. А работы от фоторепортеров в редакцию приходят разрешением 6-12 мегапикселей, да еще и снятые изначально в формате JPG. И при этом большая часть снимков уходит либо в интернет, где дополнительно сжимается до размеров 1200 на 800 точек, либо печатается размером не более А4, для чего, собственно, вполне достаточно всего 4-5 мегапикселей.

Свадебные фотографы тоже редко делают альбомы форматом больше, чем А3-А4, а все оставшиеся снимки на диске отдают уже обработанные и уменьшенные.

Конечно, еще есть области, где действительно необходимо высокое качество снимка с большим разрешением файла, но в реальности доля таких запросов на российском и даже мировом рынках фотографии ничтожно мала.

Получается современный суперзум вполне справляется со многими задачами профессионального сектора, а уж с качеством, необходимым рядовому фотографу, который нередко не брезгует и снимками со смартфона, он справляется с запасом. Не верите?

Вот вам пример снимка, сделанного на зуме с эквивалентным фокусным расстоянием 700 мм, с рук на компактную камеру, выпускавшуюся 10 лет назад. Снимок удовлетворяет качеству выставочного отпечатка размером 60Х40 сантиметров. При это современные компакты снимают в разы качественней:

На современных суперзумах уже есть весь список необходимых профессионалу функций, от настройки баланса белого до полностью ручного управления выдержкой, чувствительностью и диафрагмой. Про такие функции как сшивка панорамы с рук, HDR, серийная съемка, коррекция экспозиции, целый набор режимов для видоискателя уже и говорить не приходится — все имеется с избытком.

А теперь самое интересное. Для того, чтобы использовать весь потенциал своей системной камеры полностью, фотограф вынужден отдельно приобретать целый набор достаточно дорогих объективов, при этом редко удается добиться больше, чем пятнадцатикратного диапазона фокусных расстояний. Фотографов ограничивает цена. Телеобъективы с фокусным расстоянием более 300 мм стоят уже совсем фантастических денег, даже если покупать бюджетный вариант для любительской съемки. А вот в случае покупки топовых моделей современных компактных камер класса суперзум, фотограф автоматически становиться владельцем 30-60 кратного качественного и вполне светосильного зума, уже встроенного в камеру.

Для любителей жанровой и трэвел-фотографии компактная камера с большим зумом - настоящее спасение. Даже с беззеркальной камерой и пятью-шестью объективами к ней кофр становится просто неподъемным. А ведь фотограф, кроме оборудования, несет с собой личные вещи. С компактным суперзумом даже небольшой кофр может вместить в себя и фотоаппарат, и все необходимое в дороге, при этом весь парк оптики всегда с собой.

Для любителей съемки дикой природы возможности встроенных 40-60 кратных зумов вообще уникальная возможность сделать выдающийся кадр. Купить полноразмерный объектив 500-1200мм, да еще и с качественным стабилизатором, могут только единицы. Конечно, у компактной техники есть свои ограничения, что вполне логично, но в умелых и опытных руках современные компактные суперзумы творят чудеса.

Если внимательно посмотреть на параметры встроенной оптики, то окажется, что современные объективы действительно светосильные. Как правило, почти все модели на коротком фокусном расстоянии имеют светосилу f2.8-3.5, на среднем и малом «теле» (около 135-200 мм в полнокадровом эквиваленте) доходят до f4, что считается очень неплохо даже для профессиональных объективов. Системы стабилизации во встроенной оптике работают на всех фокусных расстояниях, а эффективность доходит до трех-пяти ступеней экспозиции.

На объективах старших моделей есть резьбы под сменные светофильтры и байонет штатной бленды, идущей в комплекте. Питание камер осуществляется от аккумуляторов, схожих по емкости и формфактору с аккумуляторами старших беззеркалок и младших зеркальных камер. Большинство топовых суперзумов оборудованы башмаком под внешнюю TTL-вспышку.

Что же мы имеем в итоге. Очень мощный и компактный для своего богатого функционала универсальный фотокомбайн, который и птичку достанет, и макро вам снимет, и в студии не подведет, да и фон за моделью может размыть, особенно в городских съемках. Такая камера и сумку не нагружает, и свободу не сковывает. Если работать с ней грамотно, то качество снимков позволит провести полноценную персональную выставку или даже издать полноразмерный фотоальбом или личную фотокнигу как малым тиражом, так и во взрослой полиграфии в коммерческих целях. Конечно, старшие модели суперзумов недешевы и часто стоят дороже, чем зеркалка начального уровня с парой китовых объективов. Но если сравнивать именно возможности оптики и компактность всей системы, то такая цена покажется вполне оправданной.

Вот три интересных современных моделей камер со встроенным суперзумом:

Nikon Coolpix P950 (камера со встроенным 83-кратным зумом и большой матрицей ½.3 дюйма)

Sony Cyber-shot DSC-RX10 (возможно кратностью зума она не удивит, но вот размером матрицы и светосильностью объектива шокирует точно: f2.8 на всем диапазоне зума, матрица размером 13.2x8.8 мм, фактически КРОП 3)

PowerShot SX70 HS (65-кратный оптический зум, большая матрица ½.3 дюйма, скорость серийной съемки 10 кадров в секунду)

В заключении хочется сказать, что выбор камеры для фотографа очень индивидуальное занятие, каждый должен решать для себя, что конкретно ему необходимо для фотографического счастья. А цель нашей статьи показать, что начальная зеркалка или бюджетный беззеркальный кроп - не единственный вариант заниматься фотографией полноценно.

И еще, в качестве вишенки на торте. Оптическая мощь суперзумов дошла до таких вершин, что понять, что ты видишь в видоискателе на максимальном зуме, посмотрев невооруженным взглядом, просто уже невозможно. В результате производители стали устанавливать обзорные коллиматорные (лазерные) прицелы на такие фотоаппараты:

Olympus SP-100EE (то же имеет большую матрицу ½.3 дюйма и 50 кратный зум, так же модель имеет коллиматорный прицел для удобства наведения камеры)

И напоследок приведем список лучших суперзумов (по версии нашей редакции) на уходящий 2023-й год:

NIKON COOLPIX P1000

SONY CYBER-SHOT DSC-RX10M3

PANASONIC LUMIX DMC-FZ1000

CANON POWERSHOT SX70 HS

CANON POWERSHOT G3 X

Удачных вам кадров!

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

811

Полезные статьи

Как исправить искажение объектива
Как исправить искажение объектива
Если вы снимаете пейзажи или городские виды с большим фокусным расстоянием и у вас есть прямые верти ...
теорияобъективыкак фотографировать
827
Что делать, если у вас вдруг появилась зеркалка? Руководство к действию по использованию первой зеркальной камеры
Что делать, если у вас вдруг появилась зеркалка? Руководство к действию по использованию первой зеркальной камеры
Если у вас впервые появилась зеркальная цифровая камера, и вы не знаете, с чего начать ее освоение, ...
теориякак фотографировать
95
Закон взаимности. Мануальный режим. Инструкция
Закон взаимности. Мануальный режим. Инструкция
Поскольку в этой статье объясняется концепция закона взаимности для ручного режима, мы надеемся, что ...
теорияэкспозициякак фотографировать
313
Войти