Немецкий фотограф Хорст Фаас (Horst Faas) — ключевая фигура в мире фронтовой фотожурналистики. Всемирную славу ему принесла работа в Африке, Бангладеш и, в особенности, во Вьетнаме времен войны 60-х годов ХХ века. Фаас — обладатель двух Пулитцеровских премий, многолетний сотрудник The Associated Press и первооткрыватель многих молодых талантливых фотожурналистов. Без него история ХХ века не получила бы столь наглядного подтверждения — во всей своей неоднозначности и драматичности.
Хорст Фаас еще ребенком пережил ужасы войны — он родился в Берлине, и в 1945 году ему было 12 лет. Повзрослев, фотограф стал «глазами» мировой аудитории в самых горячих точках планеты. Особенность стиля Фааса — смелость в отображении неприглядных, жестоких и вызывающих сильные эмоции моментов. На его снимках повстанцы в Бангладеш закалывают перебежчиков, американские вертолеты обстреливают лагерь возле Тай-Нинь, вьетнамские женщины оплакивают мертвых мужей, найденных в братской могиле, а голодающие жители африканского Майаби пытаются добиться пайка — порции сухой рыбы.
При этом фотографии Хорста Фааса совершенно не физиологичны: они художественны, как хороший, хотя и невеселый кинофильм. Снимки вызывают гнев, чувство сопереживания, ужаса, но не отвращения — благодаря особому дару фотокорреспондента выбирать самые драматичные и «повествовательные» моменты. Коллеги Фааса по Associated Press (АР) называют его даже не талантливым, а гениальным фотографом. Кейтлин Кэрролл, главный редактор АР, говорила, что Хорст был ее самым незаменимым сотрудником, величайшим корреспондентом, а его снимки — ключевыми фотодокументами второй половины ХХ века. Эксперты подтверждают — фотографии такого уровня во всем мире можно буквально «пересчитать по пальцам».
Фаас был смел в любой своей деятельности — во время съемке во Вьетнаме и работы на посту редактора. В 1967 году он получил серьезное ранение в ногу при взрыве гранаты, и был вынужден ограничить свою полевую активность. Фотограф стал начальником фотоотдела АР в Сайгоне и направил нерастраченную энергию на поддержку молодых фотографов — «армию Хорста», как ее называли окружающие.
В частности, именно Фаас настоял на публикации неоднозначной (и впоследствии знаковой) фотографии Эдди Адамса «Расстрел в Сайгоне», на которой южновьетнамский генерал стреляет в пленного. Также Хорст помог дойти до печати снимку Ника Ута «Ужас войны» — с бегущей по улице девочкой, которая сорвала с себя одежду, загоревшуюся от напалма. Это фото получило Пулитцеровскую премию. Оба снимка считают главными визуальными свидетельствами вьетнамской войны. Фаас с его чувством момента и силы, которую несет в себе фотография, сразу оценил их потенциал и настоял на публикации.
Фотоокрреспондент занимался не только военной, но и социальной фотографией. Он снимал Мохаммеда Али на ринге, президента Ричарда Никсона, позирующего на фоне египетских пирамид в Гизе. Но таких фотографий в его архиве все же меньше, и знаменитым его сделали именно фронтовые работы, которые он создал за полвека сотрудничества с Associated Press.
Фотограф, редактор, общественный деятель
Хорст Фаас родился в 1933 году и уже в 18 лет начал профессионально заниматься фотографией. Его первым работодателем стало мюнхенское агентство Keystone. В нем молодой фотокорреспондент начал трудиться в 1951 году — освещал Женевскую конференцию и другие масштабные события. В 1956 году Фаас получил приглашение Associated Press и присоединился к агентству.
Первыми заданиями фотокорреспондента были конфликты в Африке — Алжире и странах в центре континента. Последняя прижизненная фотография Патриса Лумумбы была сделана именно Фаасом, который снимал боевые действия в Конго. Во время войны в Алжире Хорст, рискуя собой, фотографировал жертв террористов ОАС.
В 1962 году фотокорреспондента направили во Вьетнам, где он пробыл до 1974 года — сначала в качестве фотографа, затем редактора. В 1964 году Фаас сделал фото, за которое получил первого Пулитцера. На нем изображен отец, держащий на руках своего маленького ребенка, убитого правительственными войсками. Рядом с трагической фигурой, как разительный контраст — бронированный автомобиль с южновьетнамскими солдатами.
Во время боевых действий Хорст всегда оказывался в самых сложных точках — болотах, деревнях под обстрелом, местах битв с партизанами около камбоджийской границы. В работе ему помогали молодые вьетнамские фотографы (многие затем стали известными) и американские солдаты, которых корреспондент учил пользоваться своими камерами. В «армию Хорста» входили и его коллеги из АР, зараженные энтузиазмом Фааса.
Фотокорреспондент стал главой сайгонского отделения, а затем — главным фотографом Associated Press в юго-Восточной Азии. После Вьетнама Фаас уехал работать в Бангладеш — тогда бунтующий Восточный Пакистан. Там в 1972 году он сделал снимок, принесший ему вторую Пулитцеровскую премию. На фото партизаны из Даки закалывают перебежчиков, которых заподозрили в пособничестве пакистанцам.
В 1974 году Фаас уехал из Юго-Восточной Азии, а двумя годами позже присоединился к лондонскому бюро Associated Press. Там он проработал на должности старшего редактора почти 30 лет, выйдя на пенсию лишь в 2004 году. В последние годы своей карьеры Хорст Фаас занимался сохранением памяти о фотожурналистах, погибших в Юго-Восточной Азии во время боевых операций.
После окончания карьеры, в 2005 году, фотограф вернулся во Вьетнам, чтобы воссоединиться с пресс-корпусом — вернее, его выжившей частью. Из-за пережитого ранения и кровоизлияния Фаас в последние годы жизни был вынужден передвигаться в инвалидной коляске, но не утратил энергичности. У него часто проходили ретроспективные выставки, на которых он активно работал. Хорст Фаас умер в 2012 году в Мюнхене, оставшись знаменитым, всеми почитаемым фотожурналистом, вклад которого в мировую историю очень трудно переоценить.