Кажется, что для съемки пейзажей всегда лучше использовать широкоугольный объектив. В конце концов, большинство пейзажных фотографов отдают им предпочтение не зря: они, естественно, дают самый широкий обзор и позволяют получить полную картину природы в кадре, от переднего плана до горизонта.
Широкоугольные объективы также имеют самую большую глубину резкости, поэтому весь пейзаж целиком получается в фокусе. А их искажение увеличивает объекты на переднем плане, позволяя показать детали крупным планом. Это же искажение также подчеркивает ведущие линии, улучшая композицию и придавая динамичный вид. Но когда вы по умолчанию используете широкоугольник, вы упускаете множество скрытых возможностей, предлагаемых телеобъективами.
В этой статье профессиональный фотограф Уилл Критес-Крумм (Will Crites-Krumm), специализирующийся на пейзажной фотосъемке, сравнит широкоугольный и телефото объектив в контексте ландшафтной фотографии.
Поле зрения: целое и его части
Знаете, в чем заключается основная разница между двумя типами линз? Широкоугольные объективы обеспечивают широкий обзор; телеобъективы обеспечивают узкий обзор.
И хотя пейзажи сами по себе выглядят великолепно, хорошая привычка - все-таки выделить определенный момент и присмотреться к деталям. Эти детали - прекрасные элементы ландшафта, которые могут быть уменьшены или проигнорированы на широкоугольном изображении. И как раз здесь на помощь приходит телеобъектив. Его узкое поле зрения идеально подходит для фокусировки на небольших красивых сценах, таких как изгиб горы, отражение в далеком пруду или силуэт дерева.
На двух изображениях выше вы можете увидеть это в действии. Они оба были сделаны с мыса Олмстед в Национальном парке Йосемити, один - с помощью широкоугольного объектива, а другой - с помощью телефото.
На первом изображении широкоугольный объектив демонстрирует общий пейзаж. Он включает в себя обе стороны долины, текстуры скал и далекую вершину Хаф-Доум. На втором изображении телеобъектив направляет взгляд прямо на горы, демонстрируя их формы и детали геологии.
На другой паре изображений (ниже) этот эффект выражен еще более резко. Первое изображение - не просто широкоугольный снимок. Это аэрофотоснимок, сделанный с небольшого самолета над дельтой Окаванго в Ботсване. С этой точки зрения все отдельные элементы ландшафта становятся невероятно маленькими, и ваши глаза обращают больше внимания на их расположение, чем на отдельные формы. На втором изображении, также из области Окаванго, но на этот раз на земле, используется телеобъектив, чтобы привлечь внимание к красивым изгибам единственного дерева акации.
Глубина резкости: фокусировка взгляда
Второе важное различие между широкоугольными и телеобъективами - это естественная глубина резкости. Короче говоря, чем больше фокусное расстояние, тем Уже область фокусировки. На практике это означает, что при широкоугольной съемке вам намного проще сфокусировать все, от травы у ваших ног до хребта на горизонте. Это особенно верно, когда вы пытаетесь использовать самую резкую диафрагму объектива (так называемую зону наилучшего восприятия).
Однако более узкая глубина резкости намного лучше для изолирования объекта от фона, и именно здесь пригодится телеобъектив. Попробуйте снять детали крупным планом с широкой диафрагмой, используя пейзаж в качестве красивого фона боке.
Два изображения выше - прекрасные примеры этого эффекта. На первом изображении широкоугольный объектив фокусирует весь пейзаж, от подсолнухов крупным планом до далеких гор.
На втором изображении съемка телефото размывает цветы и горы на заднем плане, превращая их в красивый мягкий фон для основного объекта - подсолнечника.
Сжатие глубины: игра с размером
Ни для кого не секрет, что широкоугольные объективы расширяют ощущение глубины изображения, увеличивая элементы на переднем плане и уменьшая на заднем. Это отлично подходит для создания изображений, которые заставляют вас чувствовать, что вы можете войти прямо в кадр.
С другой стороны, вы рискуете превратить высокие, устрашающие горы вдалеке в жалкие холмы. Телеобъективы сжимают глубину, заставляя близкие и далекие объекты казаться более похожими по размеру. Сжатое ощущение глубины отлично подходит для абстрагирования сцены и выявления ее графических качеств. Разноцветные балдахины леса, многослойные горные хребты и изогнутые песчаные дюны - отличные объекты для такой съемки.
На левом изображении выше обратите внимание, как широкоугольный объектив преувеличивает размер цветов на переднем плане за счет гор на заднем. Горы настолько высокие, что окутаны облаками, но объектив не дает им выглядеть столь же величественными.
Вытяните телеобъектив, и вы сможете увеличивать масштаб изображения горы, демонстрируя контраст между резкими очертаниями пика и мягкой тонкой формой облака (справа).
Вот еще два изображения, сделанные в том же месте в национальном парке Биг-Бенд, которые демонстрируют этот эффект. На первом изображении вы можете видеть, что широкоугольный объектив увеличивает размер растений и камней на переднем плане, уменьшая при этом большие пустынные горы на заднем. На втором изображении телеобъектив сглаживает глубину множества хребтов пустыни, привлекая внимание к их графическим узорам и очертаниям.
Резюме: пространство против объекта
Трудно запомнить все эти детали? Вот простой способ резюмировать это простой идеей: Широкоугольные объективы демонстрируют пространство, телефото - объекты.
Большое поле зрения широкоугольного объектива, простота равномерного фокуса и способность искажать глубину отлично подходят для демонстрации больших обширных ландшафтов. Однако они отвлекают внимание от отдельных элементов пейзажа в пользу отображения целого.
С телеобъективами все наоборот: они отлично демонстрируют размер, форму и сложность деталей отдельных элементов ландшафта. Но их узкое поле зрения, небольшая глубина резкости и качество сжатия глубины затрудняют захват ландшафта в целом.
Давайте посмотрим на пару изображений, чтобы увидеть, как все эти техники работают вместе. Обратите внимание, как широкоугольный объектив помещает в кадр весь пейзаж, от крупного плана скал до далеких пиков и неба. Благодаря большой глубине резкости весь пейзаж также находится в приемлемой фокусировке. Также очевидно искажение глубины объектива: камни на переднем плане выглядят очень большими, создавая приятное ощущение глубины и подчеркивая ведущие линии, которые привлекают взгляд от краев кадра к центру. В целом, вы получите очень хорошее представление о пространстве и просторе долины.
Этот снимок был сделан в том же месте, но при использовании телеобъектива он получился совсем другим. Фотография подчеркивает единый элемент пейзажа; присмотритесь, и вы можете увидеть этот же пик на предыдущем изображении в правом верхнем углу. Это позволяет зрителю оценить его тонкие детали. Из-за небольшой глубины резкости телеобъектива небо немного расфокусировано, а детали самого пика остаются идеально резкими. И, прежде всего, сжатое ощущение глубины сглаживает изображение, демонстрируя скалистую массу горы и привлекая внимание к красивой кривой линии хребта. В целом, вы получите ощущение горы как твердого объекта, а не ограниченного пространства.
Когда что снимать?
Лучший способ узнать, какой объектив использовать, - это выйти на локацию, посмотреть и подумать. Какая часть пейзажа вас больше всего привлекает? Придает ли широта пейзажа характер? Есть ли чем-то особенные детали в окружении менее фотогеничных элементов?
Вы снимаете пространства или объекты? Снимайте и то, и другое, потому что почти любой пейзаж обладает достаточной красотой, и только одного типа объектива недостаточно, чтобы охватить все.