Начинающий фотограф часто сталкивается со сложностями в освоении студийного освещения. Современные осветительные приборы могут быть разных типов и моделей, и фотографы часто путаются в их настройках и не всегда понимают, как достичь нужного результата по освещению кадра. Конечно, сегодня в сети опубликовано огромное количество схем освещения, но все они требуют некоторых трансформаций для применения на новой модели с учетом особенностей фигуры и черт лица. Другими словами, осваивать студийный свет самостоятельно крайне сложно. Но это все-таки реально. Итак, с чего стоит начать фотографу, желающему освоиться в студийном пространстве.
Первое и самое важное - это приобрести свой первый студийный свет. Только не надо пугаться, покупать железок с лампочками на несколько сотен тысяч рублей вам не придется. Наоборот, первый свет должен быть бюджетный, но с максимальным количеством насадок. К тому же покупать вспышки может оказаться не самой лучшей идеей, вам нужна наглядность в первых опытах, и тут лучше задуматься о постоянном свете. На роль первых источников света прекрасно подойдут светодиодные осветители.
Идеальный вариант – это покупка пяти источников, но можно ограничиться и минимальным набором из трех. К ним нужны стойки, можно самые легкие и недорогие. Кроме того, понадобятся следующие насадки: пару сотовых насадок (или пару тубусов), шторки, два софтбокса. В этих насадках весь смысл. Разъяснять функционал каждой насадки нет смысла, вы все поймете сами в процессе работы, это будет очевидно. Многие будут месяцами «читать интернет», чтобы выбрать самые лучшие приборы и насадки из бюджетного класса – сразу скажу, что особой разницы нет. Можно спокойно отдать список продавцу, и он все подберет с возможными заменами и аналогами, это не то, на что стоит тратить свое драгоценное время, так как вы еще очень плохо разбираетесь в технике. И еще вам потребуется удобный штатив, это обязательно, учитывая низкую мощность первого комплекта света.
Второе, вы приходите домой с целой сумкой покупок, разгребаете себе темный уголок подальше от окна и все собираете. Потом вы не открываете ноутбук и не ищете схемы света, вам это не надо на первом этапе, наоборот, даже вредно. Берете обычный теннисный мячик, кладете его на журнальный столик, накрытой белой тряпочкой и… И ждете, пока наступит ночь. Вам нужна полная темнота, чтобы понять, как работает свет и какой рисунок и тени дают все приобретенные насадки. Тестируете каждую насадку на мячике до самого утра. Сначала включаете один источник света и, установив на него любую из насадок, делаете серию кадров: источник света поближе к мячику, подальше, в лоб светите, потом сбоку, потом сверху, потом сзади, направив в камеру.
Ну и третье, разобравшись и поняв, как работает поток света от каждой насадки, можно переходить к несложным схемам освещения, представленным на просторах сети. Важно не браться сразу за очень сложные кадры.
Со временем вы освоитесь с простыми приборами в домашних условия и очень быстро убедитесь, что студийные вспышки ненамного сложнее и, по сути, выполняют точно такие же функции. Конечно, вспышки отличаются от постоянного света своей мощностью и меньшей наглядностью. Но в любом современном моноблоке есть так называемый пилотный свет. Это свет, который светит постоянно и помогает прицелиться со схемой освещения до момента съемки самого кадра.
В заключении хотелось бы сказать, что комплект бюджетного света необходим не только во время обучения. Он останется у вас как выездной свет или свет для работы дома. Например, эти несколько натюрмортов сняты дома, с очень бюджетным комплектом света, буквально за несколько тысяч рублей.
А если вы не готовы тратить месяца на постепенное самообучение премудростям управления световыми потоками, то всегда можно обратиться в фотошколу. Там вас научат всему необходимому всего за несколько занятий. После чего вы сможете уже со знанием дела работать с домашним комплектом света, совершенствуя мастерство.
Лукьянов Илья, преподаватель Фотошколы №2
www.fotoschool2.ru