Mail ВКонтакте Живой Журнал Telegram
 

Кадрирование при съемке портретов крупным планом

В этой статье я поделюсь с читателями своими соображениями по поводу кадрирования портретных снимков. Тема довольно актуальная и затрагивает такую важную часть фотографии как композиция. Информации на эту тему в сети много, поэтому я лишь систематизирую её на основе своего практического опыта.  Также подчеркну, что в статье речь пойдет только о портретах крупным планом, так называемых “head shot”. Как кадрировать более общие планы – в другой раз.

Важные линии.
Категорически не рекомендую «рубить» важные линии. Наш мозг так устроен, что не любит неопределенность. Под важными линиями я понимаю линии лица: подбородок, щеки и даже уши. Линию волос я к важным линиям не отношу, поэтому чуть ниже мы рассмотрим варианты такого плотного кадрирования.

Есть только одно исключение: ультракрупный план, например, только губы или только глаза, но такие съемки бывают разве что в рекламе косметики и назвать их портретами у меня язык не поворачивается.  Также не рекомендую «резать» головной убор, если вы снимаете портрет по заказу шляпных дел мастера или волосы для стилиста по волосам.


У Моны Лизы есть аккуратная бородка?

Воздух и равновесие.
«Воздухом» на сленге фотографов называется пустое пространство от края кадра до человека.

Самая распространенная ошибка начинающих фотографов – свободное пространство над головой модели.  Чем это обусловлено – для меня до сих пор загадка.  Безусловно, это легко исправляется кадрированием, но так мы теряем «драгоценные» мегапиксели. Слово «драгоценные» я специально привел в кавычках. Как давно вы печатали фотографии?



Сверху много необоснованого "воздуха"

 
Использовать «воздух» необходимо, если модель смотрит не в объектив. Перед направлением взгляда логично оставить свободное пространство, чтобы не возникло эффекта «запертого взгляда». 

     

Но лично я не очень люблю такие портреты.

С воздухом неразрывно связан такой термин как «равновесие». 

 
Закон материального мира - равновесие;
закон мира нравственного - справедливость

Резюмирую: «воздух» должен быть логически оправдан.
Вдогонку напомню, что благодаря выработанной чтением привычке для нас естественно просматривать образы слева направо (аналогично для читающих справа налево). Человек с направлением взгляда слева направо (для зрителя) проявляет признаки экстраверсии, выглядит более открытым, а справа налево – явно интроверт и, возможно, замышляет что-то недоброе.  

     

Свободное кадрирование.
Я рекомендую оставлять пространство вокруг модели, если заказчик не может внятно ответить на вопрос о необходимом ему формате кадра (соотношении сторон). Старые фотографы снимали портреты на камеры с соотношением 1:1, то есть квадратный формат кадра. И на мой взгляд, это лучший формат для портрета, но при условии, что вы длительное время снимаете в таком формате и привыкли видеть кадр с таким соотношением сторон.  Потом стандартом стал формат 2:3. А позже появился Инстаграм, и все стало не так однозначно.

Сейчас вы можете кадрироваться как вам угодно, и зачастую заказчик может даже и не знать, какого формата фотографии ему потребуются. Если у вас однородный фон, то «дорисовать» фон не сложно, но может быть операцией, на которую потребуется значительное время (которое клиент вряд ли оплатит дополнительно), особенно если речь идет не о нескольких фото, а о десятках или даже сотнях. Если же фон не однородный, то у вас могут возникнуть серьезные проблемы с заказчиком. А если это статья для журнала и редактор решил написать текстом какую-нибудь очень важную цитату, то вам вряд ли можно позавидовать!

 
 Текст позволяет выровнять неуравновешенную композицию

Плотное кадрирование. Взялся за нож – режь везде!
Отрезали руку – отрежьте волосы. Нет ничего хуже, чем изображение человека, который «прилип» к краю кадра. Рассматривая такую фотографию, мозг зрителя задает вопрос: «Почему так?» и ответа на этот вопрос нет ни у зрителя, ни у фотографа, ни у редактора, который так бездарно обрезал кадр. 


Как тебе такое, Леонардо? (пример очень-очень плохого кадрирования)

У плотного кадрирования есть несравненный плюс: максимальный акцент на лице модели. К тому же никто не заметит мятую рубашку или несуразно короткий галстук. Однако несмотря на такое кадрирование вам по-прежнему необходимо следить за осанкой и плечами модели.


Пример плотного кадрирования

Эх, Леонардо!
Помните дядьку, вписанного в круг? Ходят слухи, что Леонардо да Винчи был повернут на золотом сечении. Не верите? Взгляните на Мону Лизу.


Лео был тот ещё затейник!

Но золотое сечение и спираль Фибоначчи оставим для живописцев, нам же простым фотографам хватит простого «правила третей». 

Для тех, кто забыл, что это такое, процитирую википедию:
Пра́вило трете́й — это принцип построения композиции, основанный на упрощенном правиле золотого сечения. Правило третей применяется в рисовании, фотографии и дизайне. При определении зрительных центров (важных точек композиции), кадр делится линиями, параллельными его сторонам, в пропорциях 3:5, 2:3 или 1:2 (берутся последовательно идущие числа Фибоначчи). 

Сетка, построенная по правилу третей, используется в видоискателях некоторых фотоаппаратов для облегчения компоновки кадра.


Правило третей в портретной фотографии, на мой взгляд, напоминает кота Шредингера, который и жив, и мертв одновременно. Оно вроде бы работает, а вроде бы и не очень. И чем более крупный план нашего портрета, тем слабее сила этого правила. Но согласитесь, если кадрироваться согласно правилу, так чтобы «сильные точки» были на уровне глаз, то кадр выглядит посимпатичнее.

  

Выводы.
Правила придуманы, чтобы нарушать их, и вы вправе кадрироваться, как угодно, но во всем должна быть логика и здравый смысл.  Правила композиции придуманы не ради забавы, а для максимальной выразительности художественных или фотографических образов. Тысячи лет, умные люди замечали и анализировали особенности восприятия изображений мозгом человека. Уважайте их труд!

Удачных кадров, да пребудет с вами светосила!  

Обсуждение

Вы можете оставить свой комментарий к данной статье

Подпишись на нашу группу в Телеграм