Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

​Кадр в квадрате

921

Очень часто начинающие фотографы сталкиваются с проблемами построения кадра, точнее, даже с включением лишних объектов в будущий кадр, а также с трудностями размещения объектов в рамках кадра. Проблема эта не оставляет даже фотографов, занимающихся фотографией уже не один год. Плюс ко всему во множестве онлайн-сообществ часто возникают споры про целесообразность кадрирования уже созданных фотографий. Тема крайне злободневна и не у каждого есть желание и возможность идти и академически изучать фотографию как предмет, а снимать красиво хочет каждый, предлагаем вам разобраться в сути вопроса построения кадра в рамках существующих и общепринятых стандартов. И начать предлагаем именно с квадратного кадра.

Квадратный кадр — соотношение сторон 1:1, один из самых удобных для начального обучения компоновке кадра при экспериментах на практике. Да, друзья, не удивляйтесь, квадрат имеет особое значение в основах композиции и его внутренние правила настолько сильны, что они помимо воли фотографа начинают автоматически управлять компоновкой кадра на подсознательном уровне. Другими словами, даже если вы не знаете правил композиции как таковых и никогда их не пробовали изучать, все равно, стоит вам только немного постараться и кадр сам начнет складываться по этим самым пресловутым правилам.

Мы не будем уходить в научные дебри композиции, но все-таки обозначим именно те правила, которые действуют в квадрате сильнее всего. А также постараемся пояснить, чем они могут быть полезны для начинающего фотографа или творческой личности со смартфоном в руках.

Первое и самое важное в квадрате — это его симметрия и стабильность. Другими словами, за счет равного соотношения сторон такого кадра, нам автоматически хочется размещать в нем объекты съемки симметрично. Это желание у фотографа возникает чисто подсознательно, помимо его воли и работает наверняка, если вы об этом хотя бы что-то слышали или раз прочитали. А симметричная визуальная конструкция всегда благоприятно воспринимается зрителем, она успокаивает и заставляет дольше, спокойней рассматривать предлагаемое изображение.

Второе следствие симметричности квадратных композиций — это практически самопроизвольное возникновение и усиление ярко выраженной динамики или статики в зависимости от желания самого фотографа. Происходит это потому, что сам по себе квадрат очень статичен и если вы недостаточно ярко подчеркнули в снимаемом сюжете динамику, то она в рамках квадратного кадра просто не возникнет. Другими словами, вы, даже не зная правил композиции, будете чувствовать, что в кадре что-то не то и он какой-то неживой, и будете его переснимать до тех пор, пока не добьетесь желаемого эффекта. В то же время, если вы смогли переломить природную статичность данного формата, то возникает обратный эффект — кадр становится вопиюще динамичным, так сказать от противного. Это связано с тем, что динамика сюжета будет многократно усилена за счет нарушения привычного восприятия изначально статичной формы квадрата. Возникает внутренний конфликт, заставляющий зрителя острее воспринимать динамику изображаемого сюжета. Квадрат просто не допускает полумер. Опять же, фотограф просто прилагает усилие, чтобы добиться своего, а квадратный кадр, в свою очередь, ярко выражает достигнутый эффект и помогает тем самым осознанно вносить необходимые автору поправки.

Еще одно прекрасное свойство квадрата — это повышенная взаимная сочетаемость с диагоналями в кадре. Так как углы квадратного кадра гораздо ближе к центру, чем в прямоугольном, диагональные линии приходят в них гораздо чаще. А это крайне важно, так как даже одна диагональ, выходящая из угла кадра, дает изображению большую стабильность и ощущения полной завершенности всей воспринимаемой композиции.

Склонность квадратного кадра к «крупностям» и исключению «панорамности» получаемых изображений. Крайне важный вопрос для начинающего фотографа, ведь самое главное желание творческого человека снять сразу все, что он видит, всю бурю эмоций и впечатлений, нахлынувших на него. Ему не до разбора и уточнений. Не до избирательной подачи неподготовленному зрителю, нет, сразу все и сразу, быстрей жать на кнопку, пока не улетучилось и не убежало прочь от творца. А тут квадрат говорит ему: «СТОП, в меня столько не влезет — ты видишь панорамно (свойство периферийного человеческого зрения), а в меня может поместиться только что-то конкретное, будь добр, выбери то, что тебе важнее сейчас, а остальное уже в следующем кадре». Причем избирательность, навязываемая квадратным кадром, не только заставляет выбирать главное в сюжете, но и помогает грамотней и плотнее компоновать края изобразительной плоскости, ведь хочется «поместить все», а оно не хочет помещаться. Таким образом, даже у непрофессионального фотографа или уж и вовсе начинающего появляется большая аккуратность и чистота композиции не только в центре, но и по всему кадру.

К каким сюжетам лучше всего подойдет квадрат, где скрыты сюжеты, которые идеально впишутся в этот формат? Осмелимся предложить вам несколько гарантировано успешных вариантов на свой вкус:

Пейзажная съемка исключительно хороша в квадратном формате, особенно, если сосредоточиться на небольших сценках — этюдах о красоте природы. Вы удивитесь, насколько мы мало видим, когда снимаем обычным прямоугольным кадром. Мир природы просто удивителен в симметричном восприятии квадратного композиционного построения.

Естественно, архитектурная съемка просто создана для квадратного кадра. Все эти прямые линии, симметричные контуры, диагонали лестниц и силовых конструкций. А как прекрасно вписываются в квадрат контуры теней в яркий солнечный день…

Вы будете удивлены, но портрет прекрасен в квадрате, причем как крупным планом, так и ростовой в интерьере. Особенно интересно снимать в интерьере, получается что-то вроде самобытного жанрового портрета, даже если снимаешь в студийных условиях. Статичный квадрат по-своему обходится с живым человеком — создает вокруг него свое, особое фундаментальное пространство в противовес его живой динамики.

Можете попробовать и жанровую съемку, она удивит вас своей динамикой, даже если снимать навскидку — квадрат сам будет вырубать идеальную компоновку, управляя вами через свои внутренние струны присущей только ему композиции.

Надеемся, материал нашей статьи был полезен — удачных вам съемок и квадратного виденья жизни, ведь квадрат прекрасен.

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

921

Полезные статьи

Концепция композиционного веса - правила фотографии
Концепция композиционного веса - правила фотографии
Визуальный вес - это композиционный прием, используемый в фотографии, чтобы привлечь внимание к фоку ...
теориякомпозиция
722
11 полезных советов по пейзажной фотографии
11 полезных советов по пейзажной фотографии
Новичкам, взявшим в руки свой первый фотоаппарат, нравится снимать природу и ландшафты. Приведем для ...
пейзажфотография для начинающихкомпозицияландшафтный пейзажкак фотографировать
258
Захват движения в одном кадре с помощью последовательной фотографии
Захват движения в одном кадре с помощью последовательной фотографии
Вы можете использовать длинную выдержку для захвата движения при съемке быстро движущегося объекта; ...
идеикак фотографироватьобработка фотографии
291
Войти