В американской деревушке штата Нью-Йорк 12 июля 1854 года появился на свет мальчик, которого родители назвали Джорджем. Он был третьим ребенком в семье Истменов. Когда Джорджу исполнилось 7 лет, его отец продал дом, оставил работу и вместе с семьей переехал в Рочестер. Прежние соседи были уверены, что он просто сошел с ума — а что можно подумать, когда человек продает свой преуспевающий цветочный бизнес и переезжает из провинции на север штата ради открытия колледжа? Но, как говорится, чужая душа – потемки. Такова была давняя мечта Истмена-старшего. Он свято верил, что образование сможет изменить мир к лучшему.
Благой мечте не суждено было исполниться. Отец Джорджа внезапно умер в 1862 году, не успев реализовать свои планы. Так случилось, что Истмен-младший в 8 лет стал единственным мужчиной в семье. Отцовских денег хватило на несколько лет, после чего мальчишка был вынужден покинуть школу ради работы посыльным за 3 доллара в неделю. Учителя, кстати, отзывались о нем как о «не особо одаренном», что в то время означало чуть ли не умственно отсталый.
Мизерного жалованья семье Истменов из 4 человек едва хватало, чтобы сводить концы с концами. Положение ухудшалось тем, что одна из сестер Джорджа была инвалидом с рождения. Дабы исправить ситуацию, Джордж начал дополнительно заниматься заполнением страховых полисов. Теперь рабочий день юноши длился 12 часов, за что платили 5 долларов в неделю. Ближе к 14 годам Истмен решил освоить бухгалтерское дело, а спустя 5 лет стал младшим клерком Сберегательного банка Рочестера с неплохим окладом для тех лет.
На пути к делу всей жизни
В 1878 году Джордж Истмен, не оставляя работу в банке, решил заняться собственным делом — продажей земли на островах Гаити, где в скором времени должна была появиться американская военно-морская база. Для убеждения потенциальных покупателей в привлекательности земельного участка в окрестностях Санто-Доминго, парень при поддержке друга обзавелся фотоаппаратом. К нему, как и полагалось, купили все сопутствующие товары (ванночки для проявления фото, кувшин для воды, светонепроницаемую палатку и др.). Однако дальше этого дело не пошло — не получив кредит в банке, друзья так и не отправились в Санто-Доминго.
Однако самое главное в жизни Истмена все-таки произошло — он познакомился с искусством фотографии, которое стало увлечением всей дальнейшей жизни. В начале фотографического пути Истмен задумался над тем, как сделать занятие фотографией доступным любому человеку. Он начал изучать информацию в профильных журналах и проводить эксперименты у себя на кухне. Основной проблемой был поиск способа разделения процесса обработки фотоматериала с непосредственной фотосъемкой, а также избавления от неудобных стеклянных пластин.
В то самое время в Европе была изобретена бромжелатиновая эмульсия для покрытия фотопластин. Использование этого вещества позволяло разделить процесс подготовки и проявки фото. Наткнувшись на информацию в журнале о новом методе, Джордж взялся за его совершенствование. Немного позже он запатентовал технологию производства эмульсии и аппарат, позволяющий массово выпускать бромжелатиновые фотопластины. Одолжив у знакомого 6 тысяч долларов на организацию производства Истмен положил начало гигантской корпорации Eastman Dry Plate Company, капитал которой через несколько лет уже насчитывал 200 тыс. долларов.
Рождение бренда с двумя «К»
Одной из удивительных черт характера Джорджа Истмена было его чутье на перспективные идеи. Он обратил внимание на открытие европейца Леона Варнерке — катушечный фотоаппарат и роликовую кассету, заправленную желатиновой бумажной лентой. В 1884 году в название компании Истмена предусмотрительно было добавлено слово Film (в переводе с англ.- пленка), а в следующем году началось массовое производство кассет к фотоаппаратам, которые содержали рулонную светочувствительную бумагу (идея Варнерке была усовершенствована).
Настоящей популярностью эта продукция начала пользоваться только спустя 4 года, когда компания Истмена выпустила первый портативный фотоаппарат. Джордж долго подбирал ему название. Он хотел, чтобы слово начиналось и заканчивалось его любимой буквой алфавита – «К», а еще читалось одинаково на любом языке. Так на свет появилось название «Кодак», которое стало брендом в мире фототехники.
В названии фирмы это слово появилось не сразу, только после реорганизации в 1889 году. С тех пор компания Джорджа начала называться Eastman Kodak Company. Сам фотоаппарат отличался небольшими размерами, сравнительно невысокой ценой. Помимо этого, производитель недорого предоставлял услуги по проявлению негативов и печати.
Продвижение фотоаппарата на рынки сопровождалось активной рекламной кампанией, в которой Истмен смог проявить очередной талант (в этот раз маркетинга). К новинке он придумал слоган на века: «Вы нажимаете кнопку — мы делаем все остальное». А дальше компания Истмана продолжила свой взлет, который сопровождался открытием представительств во многих странах мира, производством фотобумаги для рентгеновских аппаратов и сотрудничеством с кинематографом (большинство киностудий США использовали фотопленку Kodak).
Счастье не в деньгах…
Истмен вошел в историю как филантроп, гуманист, щедрый и разумный руководитель. Он был признателен своим сотрудникам, а потому стал едва ли не первым среди американских предпринимателей, кто ввел больничные и пенсии. В 1919 году его работникам была передана одна треть акций Истмена, которые на то время оценивались 10 млн долларов.
Джордж отличался добротой, щедростью, о чем свидетельствуют его многочисленные пожертвования. При этом он никогда не стремился афишировать свое меценатство. Согласно некоторым подсчетам исследователей за всю жизнь он отдал в рамках благотворительности более 100 млн долларов.
В середине 20-х годов прошлого века Истмен покинул пост руководителя корпорации и начал заниматься любимыми делами, путешествовать по миру. В последние годы жизни он столкнулся с тяжелой болезнью, остеохондрозом, которая грозила ему полным обездвиживанием. Не желая мириться с таким исходом, в 77 лет он решил уйти из жизни самостоятельно. Посчитав, что достиг всего, что только можно, Джордж Истмен позаботился об окончательном варианте завещания, прощальных письмах для близких и выстрелил себе в сердце через мокрое полотенце, чтобы не было много крови и запаха пороха. Предсмертная записка гласила: «Все сделано. Чего еще ждать?».