Художники, которые занимаются живописью или графикой, следуют правилам композиции или, по крайней мере, знают, в каких случаях они принимают решение их нарушить. То же самое касается и лучших фотографов.
Но большинство фотографов-любителей дикой природы не имеют даже начальной художественной подготовки. И поэтому четкое исполнение жестких правил композиции приводит к тому, что фотографии выглядят неинтересно и вызывают вопросы такого плана, как "зачем снимали?", "что тут интересного? Свет? Поза?", "а что случилось с композицией?"
Почему такое происходит? Ведь фотограф может придерживаться четко правил, но при этом зрителю будет не снимок. Почему некоторые фотографии работают все же лучше других и нравятся зрителю.
Существует несколько вспомогательных способов натренировать наше "видение". Для этого нужно знать то, что художники знали на протяжении веков: как именно человеческий глаз смотрит на картину или, соответственно, теперь и на фотографию.
Составные элементы
Чтобы привлечь и удержать внимание человека, композиция должна иметь:
- точку входа
- точку выхода
- элементы, которые привлекают внимание
- баланс между всеми элементами
Глазу нужно место для своеобразного входа в фотографию. Иногда эту роль играет основной элемент, а иногда то, что к нему ведет. Художники добавляют другие элементы, помимо основного элемента, чтобы привлечь внимание к нужной части картины. Фотографы с художественной наклонностью тоже включают их, поскольку они самостоятельно строят фотографию.
Какими могут быть элементы входа? Они могут быть любыми, но обязательно должны делать композицию интересной. Например, в дикой природе можно использовать линию горизонта или край воды; облако в углу неба; красочное дерево, которое уравновешивает другую сторону кадра; или, возможно, другое животное, которое привлекает взгляд к основному элементу.
Фотограф должен позаботиться о том, чтобы точки входа попадали в композицию и при этом не отвлекали зрителя от основного элемента слишком быстро или, что еще хуже, полностью. Например, так может случиться, если использовать значительно более яркий объект. Он сразу отведет взгляд от животного, которое снимают.
Композиционными линиями могут выступать ряд деревьев, береговая линия или скалистый холм на заднем плане. Попробуйте мысленно нарисовать взглядом линии, которые будут "проходить" внутрь, через снимок, вверх, вниз и из фотографии. Хотя все это может помочь построить композицию, нужно подумать о том, насколько отвлекающими они могут быть. Фоновый горизонт, который разрезает элемент пополам, может навредить композиции тем, что просто "уведет" взгляд из фотографии.
Если глаза зрителя фиксируются на одном месте, он чувствует себя в ловушке и очень быстро потеряет интерес. Возможно, вам лучше попробовать использовать более удаленный элемент, который уведет взгляд зрителя после того, как тот тщательно рассмотрит изображение. Например, сходящиеся линии за животным, которые уведут взгляд вдаль.
Баланс получится, если дополнительный элемент равен по уровню визуального привлечения внимания. Чтобы лучше понять, как это работает, сначала примите, что каждый элемент изображения имеет некоторое заданное значение или вес. Этот вес зависит от ряда факторов, в том числе:
- элемент вблизи края фотографии будет иметь больший вес, чем один в центре;
- одиночный элемент имеет больший вес, чем один из группы;
- элемент на переднем плане имеет меньший вес, чем на заднем плане (при условии, что он имеет одинаковый размер в обоих случаях);
- элементы с более высоким контрастом, чем их окружение больше привлекают внимание зрителя;
- цвета имеют больший или меньший вес в зависимости от оттенка.
Идея заключается в том, чтобы держать взгляд зрителя вовлеченным в композицию, создав интересный дизайн. Есть множество способов, чтобы этого достичь, например, предлагая глазу круговую траекторию, длинную изящную кривую или, возможно, обратное и прямое притяжение двух или более хорошо сбалансированных элементов.
Прямо сейчас вы, вероятно, думаете, что все это звучит великолепно. Но между живописью и фотографией существует большая разница. Фотограф располагает только тем, что может предложить ему естественная картина.
А у фотографа дикой природы работа еще труднее - это работа с дикими животными, которых необходимо снимать, а не рисовать, руководствуясь собственной придуманной композицией. В отличие от пейзажного фотографа, которому проще повлиять на композицию своего кадра, у фотографа дикой природы часто просто нет на это времени.
В чем же тогда секрет хорошей фотографии дикой природы? Нужно тренироваться, чтобы "видеть" лучше - научиться быстро оценивать полную картину. Обратите внимание на следующие факторы:
- влияние направления света;
- цвета, которые можно было бы использовать;
- текстуры, которые могли бы сделать фотографию более интересной;
- природные элементы, которые можно было бы включить в картину;
- направление движения животного в кадре;
- отвлекающие факторы, которые нужно исключить.
Если можно включить в фотографию хороший цветной задний или передний план, - сделайте это. Также можно включить другое животное в кадр, если это не отвлечет зрителя от основного элемента.
Постройте кадр таким образом, чтобы ваше основное животное смотрело внутрь изображения, а не из него, особенно если оно находится в движении. Снимайте в анфас. Исключением может быть ситуация, когда вы пытаетесь показать движение путем панорамирования с медленной скоростью затвора и с движущимся животным. В этом случае вам может потребоваться больше места за животным, чем перед ним, чтобы добиться наилучшего эффекта.
Помните, что все эти правила созданы, чтобы придерживаться их сознательно. Фотографы, которые следуют правилам композиции вслепую, упускают творческие возможности в других вариантах составить композицию.
Тренируйтесь, чтобы искать отвлекающие факторы и исключать их из ваших фотографий. Пока художник добавляет что-то к холсту, чтобы улучшить композицию, фотографу обычно нужно наоборот вычитать, чтобы сделать фотографию лучше. Слишком большой беспорядок, особенно вокруг основного элемента, обычно вредит фотографии.
Правило третей
Одно из самых простых правил композиции для фотографа дикой природы, которое нужно запомнить, называется правилом третей. По этому правилу нужно разделить кадр на три равные части по горизонтали и три равные части по вертикали. Теперь подумайте, где вы можете разместить животное на фотографии. Центральный прямоугольник? Это создает довольно скучную композицию, не так ли? Как насчет нижнего левого прямоугольника? Это смотрится хорошо, если животное не слишком близко к краю кадра или смотрит влево.
Теперь подумайте о размещении оленя, где пересекается самая левая вертикальная линия и самая низкая горизонтальная линия. Так лучше, не так ли? Пересечения разделительных линий считаются "сильными точками". Элемент, расположенный в одной из этих точек, больше привлекает внимание.
Горизонтально или вертикально?
Многие фотографы упускают шанс сделать вертикальные фотографии. Возможно, это потому, что человек в принципе видит мир горизонтально. Потренируйтесь, пробуйте увидеть кадр как в горизонтальном, так и в вертикальном варианте.
Будьте готовы, что с некоторыми субъектами решение принять нелегко. Но, если горизонтальная съемка будет включать в себя отвлекающие элементы по обе стороны от животного, и вы не сможете подобраться достаточно близко, чтобы обрезать их, снимайте вертикально.
Если вертикальная съемка отрежет важную часть элемента таким образом, что фотография уменьшится, снимайте горизонтально. Если вы хотите продать фотографии для обложек журналов - снимайте вертикально. Делайте также горизонтальные снимки, которые предполагают размещение на двух страницах.
Несколько финальных мыслей о композиции
Забудьте о том, где разместить объект, и что еще находится в кадре на мгновение, и следите за целью. Подумайте о том, что вы действительно пытаетесь сделать: захватить настоящую сущность дикого животного. Как вы можете это сделать? Снимайте фотографии, рассказывающие историю. Приложите усилия, чтобы снимать каждый образ дикой природы так, чтобы он рассказывал историю зрителю, тогда фото точно не будет скучным.
Посмотрите на фотографии, которые вам нравятся, и подумайте, можете ли вы увидеть, использовал ли фотограф какие-либо из вышеперечисленных концепций в своей работе. А еще лучше: посмотрите на свои фотографии и проанализируйте использовали ли вы их сами. Иногда мы делаем это, даже не подозревая.
Выдержка из книги Билла Силликера "The Master Guide for Wildlife Photographers"