В преддверии лета, 23 мая 1947 г., в одном из Московских роддомов на свет появился Сергей Александрович Борисов. В последующем он внесет немалую лепту в искусство фотографии. Однако, до этого времени будут меняться его увлечения. В конце концов он станет сотрудничать с фирмой "Мелодия", фотографировать самых известных музыкантов страны для обложек пластинок, а в непростые годы перестройки откроет собственную студию. Успех обеспечит умение передать в работах индивидуальность каждого человека. Самые удачные работы, по мнению современных критиков, Сергей Борисов сделает в конце 80-х и начале 90-х годов.
Что же давало вдохновение фотографу? По его словам, это атмосфера праздника, которую приносил с собой в студию каждый артист. Сотрудничать Сергею Борисову довелось с такими мэтрами советской и российской эстрады, как Виктор Цой, Олег Газманов, Борис Гребенщиков, Жанна Агузарова, Гарик Сукачев, Тимур Новиков, Юрий Шевчук, Влад Мамышев-Монро, Алла Пугачева, группа Наутилус Помпилиус. Список можно продолжать очень долго, но даже этот перечень звезд, работать с которыми задача не из простых, позволяет получить представление о таланте фотографа.
Во время перестройки Сергей Борисов работал преимущественно в портретном жанре, сотрудничая с представителями андеграунда. Его фотографии сегодня помогают почувствовать дух того времени. Также пробовал себя в стиле ню. Некоторые его работы этого жанра были опубликованы в зарубежных изданиях.
Путь к успеху
По словам Сергея любовь к фотографии ему привил сосед-фотолюбитель. Поддерживали сына и родители. Увидев интерес мальчика к данному искусству, они преподнесли ему на двенадцатый день рождения советский шкальный фотоаппарат "Смена", который в то время пользовался популярностью у массового потребителя. Получив такой подарок, Сергей Борисов отправился в городской Дом пионеров, где и начал приобретать первые навыки. Чтобы посещать кружок приходилось преодолевать достаточно большое расстояние, но будущего фотографа настолько увлекла фотография, что никакое расстояние не могло ему помешать.
Через год после начала занятий в фотокружке все желающие смогли отправиться в археологическую экспедицию. Там юный Сергей обзавелся друзьями и увлекся археологией. После приезда он перешел в археологический кружок. Однако фотографировать окружающий мир не перестал. С того времени, к сожалению, сохранилось не более четырех работ. Пленки были утеряны при переезде в новую квартиру.
Прежде, чем Сергей Борисов вернется в фотоискусство, пройдет порядка 10-12 лет. За это время он успеет поработать осветителем в театре, в вагоне-ресторане; попробует себя еще на нескольких работах, на которых долго не задержится.
Причиной возвращения к фотографии стали тщетные попытки найти хорошую работу в Москве. Сергей устроился на работу в качестве выездного фотографа. Основной деятельностью была съемка школьников. Путешествуя по Подмосковью, он снимал не только портреты, но и пейзажи, жанровые сценки. Большую часть заработанных вначале карьерного пути денег С.Борисов инвестировал в профессиональное оборудование. По его мнению, данное капиталовложение позволило в дальнейшем работать с Виктором Петряковым, который занимался съемкой эстрадных коллективов.
В первое время заработки были небольшими. С появлением вокально-инструментальных ансамблей, которым нужна была реклама, карьера пошла вверх. Креативное мышление фотографа, умение сделать снимок "живым" и заинтересовать публику обеспечило клиентуру. Затем последовало сотрудничество с компанией "Мелодия", открытие собственной студии (1987 г.) и слава в кругах фотографов.
Участие в выставках и награды
Принимать участие в выставках Сергей Борисов начал еще в 1976 году. Он не ограничивался мероприятиями, проходившими на территории СССР, по возможности представлял свои работы за рубежом. Популярностью они пользовались в Лондоне, Берлине, Цюрихе, Париже. Также он активно печатался во многих зарубежных изданиях Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Италии. Что же касается России, то его снимки можно было найти практически во всех печатных изданиях.
В 1979 г. Сергей Борисов организовал первую выставку под названием "Портреты художников". Он представил широкоформатные цветные работы. На то время это было непривычно для московской публики. Выставку по достоинству оценили художники, которые зачастую к жанру фотографии относятся скептически. Со временем Сергей отдал предпочтение черно-белым фотографиям.
На протяжении трех лет, начиная с 1981 года, фотолетописцу советского андеграунда были вручены премии за оформление пластинок. После 1983 года их просто перестали вручать.
Многие работы Сергея были проданы за большие суммы. Некоторые фотографии оценены в несколько тысяч долларов. К примеру, в далеком 1988 году известная работа под названием "Полет", которая впоследствии стала символом перестройки, была куплена в Швейцарии за 3 000 долларов, а полистав каталог 2008 года, можно найти работы, стоимость которых превышает 10 000 долларов.
Один из самых известных снимков - "Дефиле" (1987 года). Он наряду с "Полетом" стал символом перестройки.
Не менее известны фотографии под названием "Диалог", "Прикосновение" и "Объяснение". Диалог на одном из аукционов был оценен в 12 000 долларов, а за работу "Объяснение" автор получил 13 000 долларов.
Для ностальгии не хватает времени...
На вопросы о ностальгии Сергей Борисов отвечает, что на это у него нет времени. Сегодня продолжает функционировать его собственная студия. Там систематически организовываются выставки. Также он дает мастер-классы людям, начинающим свой путь в фотоискусстве.
Не забрасывает Сергей и фотографию. Большую часть времени отдает работе с молодыми художниками. Его интересуют талантливые и неординарные личности, ведь по собственным убеждениям известность может принести лишь необычный взгляд на мир.
Оглядываясь в прошлое, автор известных работ жалеет только о том, что слишком много работал на заказ. Сегодня он предпочитает снимать "для души".