Фотография - это не только современное оборудование и секретные рецепты лучшего кадра от признанных мастеров, но и визуальное искусство, а значит один из способов общения с обществом и окружающим миром. Сегодня поговорим о том, зачем мы вообще снимаем, как наш внутренний мир влияет на выбор темы для съемок и что делать, если кажется, что снимать нечего.
С чего же начать? Пожалуй с самого главного в этом вопросе — мы снимаем то, что нам хочется снимать. А значит посмотрев нашу фотографию, зритель может заглянуть в наш внутренний мир. И начать диалог с нами посредством восприятия и оценки предоставленных визуальных образов. Для любого фотографа чрезвычайно важно осознание данного процесса взаимного диалога между автором и зрителем. Ведь фактически зритель читает нас как открытую книгу - это и привлекательно, и одновременно пугающе. Не каждый современный автор готов делиться самым сокровенным с совершенно посторонними незнакомыми ему людьми. С другой стороны, все творческие люди, как правило, нуждаются в аудитории, которая их выслушает. Ведь сам акт творчество - это по сути высказывание обществу, оформленное в виде скульптуры, картины, песни, книги, фотографии или другого результата работы автора. И так о чем и как стоит говорить с нашим зрителем?
Тут есть два подхода, которые могут в своем пересечении рождать разные промежуточные варианты.
Первый — говорим мы только правду и только о том, что действительно трогает нас до глубины души, то есть о самом сокровенном. Плюсы такого подхода в эмоциональной яркости создаваемых работ, в их уникальности, так как любой внутренний мир человека уникален. Именно такой автор имеет максимальное количество шансов стать великим и известным фотографом. Зритель очень любит честную фотографию как истинную духовную пищу. Собственно так и появились все великие имена в современной фотографии. Все эти авторы не боялись вывернуть душу наизнанку и донести самое ценное и важное на их взгляд до своего зрителя. Из минусов такого подхода можно отметить необходимость серьезного саморазвития: духовности, кругозора, интеллекта. Хотя назвать это минусом не совсем корректно, ведь это естественное стремления любого нормального человека. Фотограф же, снимающий откровенную фотографию, но не развивающий себя как личность, очень быстро становится посмешищем для публики, и совершенно справедливо. Не может в реальной жизни глупый человек претендовать на роль мудреца. Как итог, серьезная фотография приходит с годами упорного труда. Или возникает на уже хорошо подготовленной почве, когда глубокий и удивительный по своему содержанию человек, пережив внезапный кризис или потрясение в жизни, решает начать общение с окружающим миром посредством фотографии. Конечно, бывают и исключения, гении и самородки, но их крайне мало, мы же с вами сейчас говорим о каждом, кто считает себя фотографом.
Второй подход: формальная фотография — съемка популярной или коммерческой фотографии. Мы видим, что какой-то жанр или техника исполнения в современной фотографии может принести нам зрителя или деньги, и начинаем копировать этот материал с той или иной долей оригинальных добавлений (стиль, приемы обработки, подписи, тематика серий, …). Плюсы очевидны. Быстрый набор популярности за счет присоединения к уже существующему ресурсу, созданному другим автором. Получение может и незначительного, и постоянно снижающегося, но быстрого дохода. И, как правило, если данный вид фотографии является способом добычи средств к существованию, то ничего постыдного в этом нет. Фактически вы заняты не искусством, а ремеслом, тут нужно качество и объем, как говорится, ничего личного - только бизнес. Вполне уважаемая профессия: фото на документы, каталожная съемка, реклама, памятные портреты, съемка свадеб - всего и не перечесть. Не стоит только пытатся имитировать искусство таким способом. К недостаткам такого подхода можно отнести только быструю потерю интереса к самой фотографии как к увлечению всей жизни. И невозможность создания уникальных кадров и становления автора действительно известным фотографом.
Исходя из изложенного выше материала, можно ответить на один из поднятых нами вопросов: зачем мы вообще снимаем. Все достаточно просто. Мы снимаем либо ради денег и известности нашего бренда, приносящего нам еще больше денег. И в этом нет ничего постыдного — мы просто ремесленники, кормящие себя и свою семью. Либо мы снимаем потому, что не можем не высказаться, нам нужно, чтобы нас услышали в этом мире. И в таком случае деньги абсолютно не самоцель. как и слава. Если мы как люди интересны обществу, то деньги и слава придут к нам сами (или не придут). Что же касается истинных мук творчества, когда фотографу кажется, что он выдохся, что ему больше нечего снимать, что у него творческий кризис. Тут все просто. Просто живите, растите духовно и тема обязательно появится. Не надо заставлять себя что-то снимать, если кадр не идет. Ведь нет ничего более фальшивого, чем выдавленное из-под палки высказывание автора. Вот уж где позор — снимать то, что тебе безразлично. Тогда уж гораздо честнее быть хорошим ремесленником, чем никудышным творцом.
Автор статьи: Лукьянов Илья Геннадьевич. Преподаватель Фотошколы №2, эксперт по осветительному студийному оборудованию Hensel, Profoto, Elinchrom, Bowens. Опыт в коммерческой фотографии более 20 лет, преподаватель Фотографии на кафедре полиграфии и дизайна МРСЭИ и кафедре фотографии в ИГУМО, московский представитель Российской команды Мирового Кубка Фотографии (WPC) в 2017 году, спикер российского фестиваля фотографии PFF 2016-2018 годов. Преподаватель курсов фотографии в рамках государственного проекта «Техноград ВДНХ» (2018г.). Автор курсов, дидактических материалов и практических пособий по студийной съемке для нескольких фотографических школ Москвы: NikonSchool, Photoplay.