Mail Facebook Instagram ВКонтакте Google+ Twitter Живой Журнал Одноклассники Telegram
 

Фотографии Нобуеси Араки — высокое искусство, эмоциональный эротизм и табуированные темы (18+)

Фотограф Нобуеси Араки (Nobuyoshi Araki) — один из самых неоднозначных, сложных и интересных фотохудожников современности. Он необычен даже для родной Японии, не говоря о западном мире. Главный стереотип, сопровождающий все его творчество, — порнографичность и скандальность, но Араки гораздо глубже, чем поверхностный эпатаж.

Это настоящий продолжатель традиций родного острова — в данном случае, традиций эротических гравюр укие-э, которыми вдохновлялся и другой известный японский фотограф Эйко Хосоэ. Работы, в которых сложно нащупать переход от томного эротизма к бандажным, порнографическим "картинкам", созвучны с эстетикой сюнга. Принять их, в особенности в годы владычества общественного пуританства, было сложно.

photographer Nobuyoshi Araki

Из-за своего творчества фотограф постоянно получает штрафы и даже попадает в полицию. В 1988 году журнал "Сясин Дзидай" опубликовал работы фотографа, которые сочли откровенной и незаконной порнографией и изъяли весь тираж. Издание закрылось, а Нобуеси Араки долго давал показания в участке. Это его не остановило, как и скандалы, регулярно возникающие в Японии и на Западе — против него регулярно выступают активисты.

Фотограф невероятно много работает, он опубликовал более 400 книг, а количество созданных им проектов сложно подсчитать. Это один из самых плодовитых современных авторов, который даже сегодня, в восьмидесятилетнем возрасте, продолжает работать в излюбленном жанре. В этой эстетике он фотографировал даже певицу Леди Гага, не изменяя собственному творчеству даже со знаменитостями.

photo by Nobuyoshi Araki

Не наблюдатель, а участник

Сам Нобуеси Араки говорит, что не думает о производительности и не замечает ее — фотография для него также естественна, как дыхание или стук сердца. Он утверждает, что при проявке пленки или желатиновой печати в кадре появляется нечто большее, чем просто изображение — тайна, глубокие эмоции, вплоть до ощущения тепла кожи модели. Фотограф никогда не работает с цифровыми камерами, называя их "фотоаппаратами для глупых людей", не дающим ощущения телесности и копирующими присутствие в реальности.

Сам автор в своей реальности присутствует более чем полноценно — включая интимный доступ к моделям из токийского "квартала красных фонарей". Признания об этом опыте, сделанные в интервью, шокируют публику, чуть ли не больше самих работ. Нобуеси Араки сам присутствовал в кадре, фотографировал себя как участника процесса — как он с сожалением говорит, более ему недоступного. Для автора фотография — это открытие, в первую очередь, себя, он стирает границу между фотографом и объектом съемки и провозглашает торжество субъективизма.

photographer Nobuyoshi Araki

Личные переживания в работах Араки затрагивают не только сферу неоднозначных развлечений. Он, как фотобиограф, фиксировал свою семейную жизнь, начиная с медового месяца. Снимки с женой Йоко вошли в альбом "Сентиментальное путешествие", выпущенный в 1971 году. Через два десятилетия эта трогательная фотоистория закончилась у дверей крематория — супруга фотографа умерла от рака в 42 года.

Нобуеси Араки фотографировал жену во время болезни и на основе этих кадров сделал передвижную выставку — он ничего не скрывает о себе и своей жизни. Рефлексии о смерти Йоко нашли отражение в его современных работах из серии "Рай", где фотограф размышляет о загробном существовании и увядании, иллюстрируя безрадостные мысли снимками пышных цветов.

В них явно присутствует порнографический оттенок — о том, что он есть в каждом фото, открыто говорит сам Араки. Он утверждает, что чистая эротика слишком интеллектуальна и поэтому неинтересна. А сам он добавляет в фото "чуточку грязи". Однако он снимает не только табуированные сцены, но и небо, пейзажи, играющих детей и другие совершенно невинные сюжеты — с присущим ему даром передавать "телесность".

От снимка прохожих в Токио до первых международных выставок

Экспериментировать с фотографией Нобуеси Араки начал еще в детстве. Его отец был фотографом любителем, по основной профессии — торговцем японскими сандалиями-гэта в городке Минова. У него было семеро детей — кроме Нобуеси, еще три сына и три дочери. Будущий фотограф родился в 1940 году, пережил в совсем юном возрасте войну, а свою первую камеру получил в подарок в 12 лет. Он фотографировал во время школьных экскурсий, а позже, во время учебы в университете Тиба, начал подавать заявки на участие в фотоконкурсах, которые проводили журналы.

Окончив инженерный факультет (отделение фото и кинематографа) в степени бакалавра, Нобуеси Араки поступил в фотоагентство "Дэнцу". Там он познакомился с будущей женой — она работала секретарем. Фотограф занимался рекламной съемкой и в свободное время использовал студийное оборудование для собственных экспериментов и поисков стиля.

photographer Nobuyoshi Araki

Изначально Араки работал как репортажник. Он фотографировал школьников младших классов, получив за одну из работ первую награду от журнала "Тайе". Первая персональная выставка Нобуеси Араки прошла в 1965 году, а через пять лет он на собственные деньги издал сборник "Отксерокопированные фотографии", куда вошли снимки лиц жителей Токио. Сборник автор отослал друзьям и критикам, а также случайно выбранным по телефонной книге адресатам.

После издания сборника фотограф резко поменял стиль, организовал программную для себя выставку "Правда о Мари Кармен", куда вошли абсолютно порнографические кадры. В 1971 году вышел фотосборник из медового месяца, Нобуеси Араки с единомышленниками организовал собственное арт-объединение и съездил на Окинаву, где еще находился американский оккупационный корпус. Годом позже он фотограф уволился из агентства и стал работать абсолютно независимо.

Режиссер, фотограф и арт-деятель сегодня

С начала 1970-х годов Нобуеси Араки работал над собственными проектами. Также он проводил мастер-классы в фотошколе, которую создал вместе с уже упомянутым Эйко Хосоэ, Масахисой Фукасэ и другими японскими фотографами. В 1976 году школа закрылась, но Араки открыл новую, уже полностью под своим руководством.

photographer Nobuyoshi Araki

В 1978 году фотограф с семьей переехал в предместье Токио и через год при поддержке Международного центра фотографии провел первую нью-йоркскую выставку. Тогда же фотограф опубликовал первые бандаж-фотографии — их принял эротический журнал.

С 80-х годов Араки начал вплотную работать с инструментами кинематографа. Вдохновило его участие в съемке фильма известного японского кинорежиссера Сэйдзюн Судзуки. Фотограф исследовал возможности кинопроизводства для поиска новых способов передачи эмоций через снимки. Он открыл собственную компанию и начал издавать журнал — тот самый "Сясин Дзидай", из-за которого попал в полицию. Это был вызов традиционному обществу и громкое слово в японском художественном андеграунде.

В 1981 году Араки снял свой первый фильм в качестве режиссера и начал путешествовать. Он посетил Европу, Латинскую Америку, Южную Корею, а после возвращения переехал в округ Токио, где живет и сегодня. С середины 80-х годов он экспериментировал с созданным им направлением "слайд-шоу" (фотографии одновременно демонстрировались с помощью двух проекторов), сотрудничал с Биллом Брандтом, другим видным представителем выбранного японцем жанра ню.

В начале 90-х годов, после трагической потери жены, Нобуеси Араки получил две высшие награды от главных японских фотообъединений. Он возобновил сотрудничество с Сэйдзюн Судзуки, параллельно продолжая совершенствовать свою манеру. В 1998 году появился его знаменитый проект, воплотивший горечь личной потери. Это были фото предметов, найденных на балконе дома Араки и символизировавших утраченное счастье.

Тему "райского сада" продолжили поздние проекты A’s PARADISE с фото поразительно красивых цветов, которые окружали монстры — игрушечные, но выглядящие опасными. В сериях 2015-2018 годов в компании с растениями "позировали" куклы, связанные веревками, как ранние модели Нобуеси Араки. Он до сих пор не боится поднимать скандальные темы и, учитывая его энергию и темперамент, еще не раз будет провоцировать публику — чему можно только порадоваться.

Обсуждение

Вы можете оставить свой комментарий к данной статье

Все интересные новости в группе ВКонтакте