Можно ли быть ученым, не получив какого-то образования? Насколько вероятно стать фотографом, не имея за плечами фотошколы? Позволительно ли считать фотографа-самоучку, не имеющего какого-либо диплома, профессионалом? Пожалуй, подобные вопросы волнуют многих, особенно тех людей, которые в силу изменяющихся жизненных обстоятельств или собственного мировоззрения, готовы поменять и профессию, и даже свой статус?
Как получить ответы на такие сложные, но животрепещущие вопросы? Безусловно, спросить у тех самых профессионалов, чьи работы удивляют, очаровывают и вдохновляют. Наша беседа с Дмитрием КОНСТАНТИНОВЫМ, бывшим учителем биологии, спасателем, змееловом, промысловым охотником и даже зооконтрабандистом, а сейчас известным блогером и востребованным профессиональным фотографом.
– Дмитрий, дайте, пожалуйста, определение своему статусу фотографа.
– Я в прошлом зоолог, с конца 90-х годов – фотограф. Никакими регалиями не обладаю. С детства испытываю стойкую идиосинкразию к участию в конкурсах, выставках, а также членству в каких-либо объединениях и обществах. Но иногда участвую в выставках, если хорошие люди просят и отказаться сложно. Часто работаю в жюри конкурсов. Изредка преподаю. Некоторое время активно писал для фотографических журналов. Снимаю на заказ рекламу, в свободное от коммерческих съемок время занимаюсь творческой фотографией.
– Можно ли назвать призванием то, что вы стали фотографом, или так случилось, что от судьбы не удалось отвертеться?
– Фотография в моем случае – это осознанный выбор. Я перепробовал много профессий. Как-то даже в своем ЖЖ публиковал список:
- Разнорабочий на кондитерской фабрике.
- Лаборант в вычислительном центре ЦНИИ при Госплане РСФСР.
- Лаборант в Московского зоопарка (змеек кормил).
- Лесоруб (просеки в Архангельской области с бывшими зеками чистил).
- Учитель биологии в обычной школе. На первом же уроке сломал ученику сколько-то пальцев на руке (1 год).
- Грузчик на Москва-Товарная (эпизодически).
- Грузчик на Центральном рынке (эпизодически).
- Перегонщик плотов (сезонная работа, Западная Сибирь).
- Сторож продуктового магазина в Москве и рюмочной в Сыктывкаре.
- Вольнонаемный инструктор горного спецназа (сезонная работа, Таджикистан).
- Владелец автосервиса в перестройку (накрылся после наезда солнцевских бандитов).
- Дезинсектор (профессионально умерщвлял клопов, тараканов и грызунов).
- Заведующий Зооуголком на Московской городской станции юных натуралистов.
- Чистильщик колодцев в Таджикистане и Туркмении (сезонная работа).
- Руководитель орнитологического кружка (из бывших учеников минимум 4 кандидата наук + 3 отсидевших + много просто забавных, даже 1 телеведущий был).
- Президент экологического фонда (не помню как назывался).
- Руководитель зоологических экспедиционных отрядов (больше 20).
- Спасатель (привлекался МВД как бывший спелеолог на разовые работы).
- Змеелов на договоре (сезонная работа в Армении).
- Промысловый охотник в Коми АССР (сезонная работа).
- Рабочий рыболовецкой артели на Белом море (сезонная работа).
- Зооконтрабандист (в перестройку).
- То ли инженер, то ли мнс в лаборатории мониторинга северных экосистем ИЭМЭЖ РАН.
- Заведующий зоологическим отделом МОСГОРСЮН.
- Руководитель студенческого фотоклуба.
- Свободный фотограф.
- Фоторедактор.
На любительском уровне фотографировал с 6 класса школы. Проявлять пленки и печатать фотографии меня учил отец. Работая зоологом, снимал в экспедициях пейзажи и фауну, а фотографии реализовывал через западные фотоагентства. В те времена микростоки еще не придумали, демпинг отсутствовал и фотографы получали вполне приличные деньги. Когда в стране перестали финансировать науку, а бюрократизация образования достигла некомфортного для меня уровня, пришлось решать, чем заниматься дальше. В это время в стране начал формироваться спрос на рекламную фотографию, и я стал коммерческим фотографом.
– Что вам как фотографу ближе – снимать «что-то» или «для чего-то»?
– Я снимаю за деньги, соответственно «для чего-то»: или для публикации в соцсетях, или каких-то некоммерческих проектов, – соответственно для зрителей. «Что-то» просто так, не снимаю вообще. Не вижу смысла.
– Чем отличается и отличается ли ваша фотография «для себя»или «на заказ»? Не возникает чувства пресыщения фото, когда уже не снимается, если не за деньги?
– Заказная съемка в 99% случаев обычному зрителю не интересна. Это прикладная фотография. Она призвана дополнять текст и информировать (съемка для СМИ) или создавать образ товара или бренда (это реклама). «Для себя» и «на заказ» в моем случае снимают два Дмитрия Константинова. Их фотографии не похожи. Это очень разные люди. Если они когда-нибудь встретятся, то скорее всего не найдут общих тем для разговора.
Поскольку посредством фотографии я так или иначе познаю мир, а процесс познания мне еще не надоел, то и пресыщения не возникает. Я же не только посредством фотографии мир познаю, я его еще разглядываю, щупаю, слушаю и обоняю. Да и в плане сюжетов себя не ограничиваю. Снимаю все, что интересно. Даже время и воздух пытаюсь снимать.
– Когда человеку стоит становиться профессиональным фотографом, а когда нет – лучше остаться на уровне гуру-любителя?
– Все люди разные. Универсального рецепта не существует.
– Кто должен обучать молодую поросль искусству фотографирования?
– А не нужно ее обучать. Чем плотнее грунт и хуже полив – тем поросль жизнеспособнее… Не все, что сеется прорастет, но оно и к лучшему… Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий. Внутрицеховое общение нужно. А без обучения лучше обойтись, дабы не плодить сотни тысяч бездарностей, считающих себя непризнанными талантами. Хотя уже поздно. Наплодили.
– Как вы считаете – имя фотографа делает Фотографию, или фотография делает Имя фотографу?
– Сначала фотографии делают фотографу Имя, потом можно расслабиться и делать фотографии посредством «имени». Это стандартный путь. Нужно напрячься, победить в нескольких крупных конкурсах, опубликоваться в ряде ведущих изданий, а дальше можно заняться отъемом денег у населения посредством шибко полезных мастер-классов и других форм преподавания.
– Хотели бы вы сделать такой снимок, который бы узнавали практически в любом уголке земли, но при этом не знали бы, что автор именно вы?
– Я уже делал снимки, которые имели в совокупности миллионы просмотров. Никаких особых эмоций не испытал. Их не так сложно делать, как кажется.
– Как можно увековечить свое фотографическое творчество?
– Нужно издавать авторские фотоальбомы. Рассылать их по крупным национальным библиотекам. Параллельно полезно сливать все ценное в Википедию и завещать архив какому-либо государственному учреждению, занимающемуся современным искусством. Последнее весьма важно, так как родственники редко осознают, что несколько ящиков с негативами наконец-то умершего всеми забытого старикашки имеют весьма высокую культурную ценность.
– Есть ли любимые рабочие инструменты? Стоит ли вообще обращать внимание на то, какой фототехникой снимаешь?
– Я не умею любить железяки. Использую то, что удобно и отвечает современным требованиям. Техникой нужно уметь пользоваться, понимать границы ее возможностей. Фотоаппарат и объективы – рабочие инструменты. Они должны быть качественными.
– Вам важно знать, какой техникой сделана та или иная фотография? О чем вы думаете, если видите снимок, который чем-то цепляет?
– Меня может заинтересовать методология получения аналогового изображения. Как делаются цифровые снимки мне не интересно. Возможности Фотошопа и 3D-графики безграничны.
– Что делает фотографа фотографом?
– Гены, прошлое человека (до какого возраста сосал сиську и писал в постель, с кем дружил в детстве, хорошо ли дрался, какие книжки читал и т.п.) и умение «видеть» (хороших словесных определений этого качества не встречал).
– Какой бы вы дали совет новичку, который хотел бы повторить ваш профессиональный путь в фотографии.
– Иди улицы подметай! В моей профессии и без тебя тесно.