Для многих жанров фотографии вопрос о том, на чем следует сосредоточиться, довольно прост. К примеру, в портретной фотографии есть одно простое правило: сосредоточьтесь на глазах. А когда глаза находятся не в одной плоскости фокусировки, фокусируйтесь на ближнем к объективу глазу человека.
В фотографии дикой природы вы сосредотачиваетесь на живом объекте - животном или птице. Фактически в любой фотографии, где есть четкий объект, нужно фокусироваться на нем. Конечно, это не всегда легко, но осуществимо.
Но как насчет пейзажной фотографии, когда фотограф часто снимает сцены, а не отдельный объект? На чем сосредотачиваться, чтобы все на снимке было максимально резким? Ответ не всегда так однозначен. В этой статье приводятся несколько советов, которые помогут разобраться.
- Совет 1. Не устанавливайте фокус просто на бесконечность
В пейзажной фотографии фотограф обычно пытается запечатлеть сцену, а не одинокий объект. При этом часто сцена, которую вы снимаете, находится далеко от вас.
Большинство объективов имеют свой диапазон значений фокусировки, и как только вы выйдете за пределы определенного расстояния (8–10 метров), фокус устанавливается на бесконечность. Все, что находится за этой точкой, будет просто бесконечностью. Если вы делаете снимок, когда большинство объектов в кадре находится далеко, может показаться, что вам следует просто установить фокус на бесконечность. Если вы используете автофокус (как и большинство из нас), то можете решить, что нужно установить фокус на чем-то, что находится очень далеко.
Если все в кадре действительно находится на бесконечности, тогда установка фокуса на максимальное расстояние - неплохая идея. Если рядом с вами ничего нет, то больше ничего делать не нужно. Не усложняйте задачу! Но чаще все-таки есть элементы сцены, которые расположены ближе к вам, чем "бесконечность". На чем тогда вы сосредоточите внимание?
Установите фокус на бесконечность, а затем просто поверните его немного обратно. Но возникает очевидный вопрос: как определить это "немного"? Данная величина будет варьироваться от объектива к объективу, но обычно она составляет примерно на 5-10 градусов поворота или просто до максимального значения расстояния, напечатанного на объективе (если на вашем объективе есть эти числа).
Почему нужно это сделать? Из-за глубины резкости, которая будет на снимке (подробнее о глубине резкости ниже). Поскольку вы делаете снимок на открытом воздухе, то вероятно, не будете снимать на открытой диафрагме или даже с большими значениями ее. Скорее всего, будет задействована определенная глубина резкости. Это не обязательно должна быть большая глубина резкости, но это дает фотографу некоторую свободу действий. Смещая фокус вперед вы все равно сможете сфокусировать все на бесконечности. Это также позволит сделать фокусировку более близкой.
- Совет 2: попробуйте сфокусироваться на трети расстояния до сцены
Многие снимки бывают испорчены из-за нерезкости переднего плана. Если в снимаемой композиции есть что-то близкое к камере, сфокусируйтесь на этом. Если на вашем снимке видна земля, сфокусируйтесь ближе к себе. Убедитесь, что передний план в фокусе. Логично, когда вы устанавливаете фокус всего в нескольких метрах от себя.
Вы можете спросить, а как насчет фона? Разве он не будет нечетким или размытым? Возможно нет. Если вы используете широкоугольный объектив (и если вы делаете снимок на открытом воздухе с дискретным передним планом, то, вероятно, так и есть), у вас будет хорошая глубина резкости даже при средних и больших значениях диафрагмы.
- Совет 3: сосредоточьтесь на теме
Однако не будем упускать и очевидное. Когда есть определенный объект-центр интереса на фотографии, то нужно просто сосредоточиться на нем. Это самая важная часть снимка, и она конечно же необходима.
Не беспокойтесь о своем переднем плане и не беспокойтесь о фоне. Просто убедитесь, что объект в фокусе. Откровенно говоря, если резкость объекта съемки немного снизится, это не так уж и плохо. Иногда вам просто нужно сфокусироваться на определенном объекте и фон начинает размываться, это нормально.
- Совет 4: следите за диафрагмой
Вы, вероятно, уже знаете, что использование меньших значений диафрагмы для получения большей глубины резкости будет стоить вам света. Меньшая диафрагма пропускает меньше света, поэтому вам придется использовать более длинную выдержку (риск размытия, если вы не используете штатив) или увеличить ISO (риск цифрового шума на полученном снимке).
Но меньшая диафрагма также приведет к так называемой дифракции, особенно в камерах с небольшими цифровыми сенсорами. Использование минимально возможной диафрагмы - не всегда правильное решение. Вы не можете просто сосредоточиться на любом месте и полагаться только на глубину резкости.
Существует два пути решения этой проблемы, о которых будет рассказано ниже.
- Совет 5: знайте свое гиперфокальное расстояние
Гиперфокальное расстояние - это просто причудливое название для определения того, насколько близко вы можете установить фокус и при этом сохранить приемлемую резкость фона. Существуют приложения и калькуляторы, которые рассчитают это расстояние в зависимости от диафрагмы, размера сенсора и фокусного расстояния.
Пример проиллюстрирует высказанное выше мнение о том, что фон имеет тенденцию оставаться резким при использовании широкоугольных объективов. Если вы используете объектив 16 мм на полнокадровой камере и снимаете с f/11, ваше гиперфокальное расстояние составляет около 75 сантиметров. Это означает, что вы можете установить фокус на точку прямо перед собой и сделать все, что находится за этой точкой, резким.
Знание гиперфокального расстояния часто дает возможность установить точку фокусировки достаточно близко, чтобы сохранить резкость переднего плана на снимке. Это также означает, что зачастую не нужно будет использовать самую маленькую диафрагму, которую предлагает объектив, чтобы избежать эффектов дифракции.
- Совет 6: подумайте о наложении фокуса
Если описанные выше методы не подходят и нужно, чтобы все на фотографии от передней до задней части было идеально четким, можно рассмотреть возможность фокус-стекирования (метода наложения фокуса). Метод, когда делается несколько снимков одной и той же сцены, при этом используются разные точки фокусировки.
Начните с установки диафрагмы, на которой он будет самым резким. Часто ее называют зоной наилучшего восприятия. Обычно она находится в диапазоне от f/5,6 до f/8. Сделайте снимок с фокусом, установленным близко к вам, затем повторите процесс, постепенно устанавливая точку фокусировки все дальше и дальше с каждым снимком. Позже нужно будет совместить кадры в редакторе при постобработке.
Но запомните, что этот метод не панацея. Очевидно, что он не сработает с движущимся объектом. Кроме того, это может быть утомительно, и вы все же рискуете немного переместить камеру, поскольку вам придется вращать кольцо фокусировки между кадрами. Тем не менее метод фокус-стекирования - мощный инструмент для сохранения резкости и фокуса всего изображения.
Заключение
Когда дело доходит до фокусировки, никакие правила не могут подойти к каждой ситуации. Как и во многих других аспектах фотографии следует нарабатывать «полевой опыт». Тем не менее приведенные советы помогут вам сфокусироваться и сохранить резкость изображения там, где это важно.