Я никогда не был особым поклонником «строгих правил» или «руководящих принципов» в фотографии, но думаю, что эти правила стоит знать и держать в подсознании для того, чтобы в процессе съемки не задумываться над тем, следовать правилам или нарушать их.
Вот они — четыре правила для пейзажной фотографии, которые станут полезны для тех, кто только начинает снимать. Пусть эти правила будут для вас не руководством, а только отправной точкой.
1. Диагонали
Использование диагональных линий может быть очень эффективным способом влияния на восприятие. «Линии» не должны быть фактическими линиями — они могут быть символичными, например, изгиб дороги, макушки деревьев, которые стоят в ряд, забор или извилина реки, а также любая другая линия в изображении. Больший эффект снимку придают несколько сходящихся линий из разных частей кадра в одной точке.
2. Геометрические фигуры
Располагая ключевые объекты пейзажа в воображаемых углах известных геометрических фигур, можно создать гармоничную композицию. Пожалуй, самый распространенный и самый простой способ — использование «треугольника», когда в кадре три объекта находятся как бы в трех вершинах и между ними можно провести линии, которые составят невидимый треугольник.
Использование правила геометрических фигур по аналогии с диагоналями, о которых говорилось выше, поможет получить баланс в кадре, если будет применяться с умом и некоторой находчивостью.
3. Правило третей
Правило третей встречается чаще, чем любое другое во всех видах фотографии и является одним из основополагающих правил композиции, которым учат студентов на курсах. И хотя следование ему, порой, является несколько избитым клише, применение правила третей в пейзажах остается очень эффективным методом воздействия на зрителя. Помните только, что и нарушение правил может придать фотографии драматический и интересный эффект. Расположите на мысленном экране основные достопримечательности пейзажа в точках пересечения третей, и вы таким образом акцентируете внимание на ключевых моментах изображения.
4. Обрамление изображения
Все предыдущие правила касались по большей части оформления переднего плана в пейзажной фотографии. Для придания интереса снимку можно использовать наработку «обрамления изображения», когда в снимок включаются нависающие ветви деревьев или арка моста в качестве «рамки» для пейзажа. Такой подход, пожалуй, является самым распространенным способом у пейзажников для получения глубины снимка.
Правила существуют, чтобы их нарушать?
Безусловно, знание правил фотографии важно для получения качественных картинок. Но знать их, уметь использовать и иногда нарушать — это то в совокупности, что делает фотографа талантливым. Существует масса наработанных методик, которые нужно изучать, использовать без смущения, не бояться, что это может убить творческий потенциал, который у вас имеется. Чтобы подвести итог, хочу привести слова Эдварда Уэстона, которые считаю правильными и нужными для запоминания всем, кто увлекся фотографией и делает первые шаги в своем творчестве: «Думать о правилах композиции перед тем как сделать фотографию — все равно, что думать о законах гравитации, перед тем как отправиться на прогулку».
Автор Darren Rowse в переводе С.Заводова