Mail Facebook Instagram ВКонтакте Google+ Twitter Живой Журнал Одноклассники Telegram
 

Стив МакКарри - легендарный американский фотожурналист и автор "афганской девочки"

Все, кто интересуется миром фотографии, знакомы с пронзительным снимком девочки из Афганистана с удивительными светлыми глазами, которые глядят прямо на зрителя. Портрет двенадцатилетней Шарбат Гулы, размещенный на обложке National Geographic, был сделан американцем Стивом МакКарри и стал самым узнаваемым снимком, когда-либо появлявшимся в NG. Символ страданий, которые выпали на долю беженцев и жителей страны, пострадавших из-за вооруженных конфликтов, навсегда прославил его создателя.

Photographer Steve McCurry

Несмотря на однозначную известность и узнаваемость портрета, Стив МакКарри (©Steve McCurry)  не стал "автором одного фото". Это знаменитый, успешный и неординарно талантливый фотожурналист, который много сделал (и продолжает делать) для репортажной и документальной фотографии. Его работы печатают в Life, Paris-Match, Time, Newsweek и других уважаемых изданиях, ему с удовольствием позирует Роберт де Ниро и другие знаменитости.

Photo by Steve McCurry

Photographer Steve McCurry для Дома Valentino

Photo by Steve McCurry

Стив МакКарри не останавливается на достигнутом, по-прежнему много путешествует и не планирует осесть дома, предпочитая Америке Азию с ее многовековой историей и мультикультурностью. 

Тридцать лет приключений и работы в самых горячих точках

МакКарри - человек, сильный духом. Он начал карьеру в период разгоравшегося афганского конфликта и сделал одни из первых его снимков. Чтобы получить эти фотосвидетельства, ему пришлось зашить пленку в складки одежды - МакКарри пересек границу в местном "облачении", он даже специально отрастил бороду, чтобы не вызвать подозрений у повстанцев, контролирующих территорию. Увидев сделанные во время экспедиции снимки, журнал Time предложил ему постоянное сотрудничество, но Стив удержался на месте меньше года, перешел в National Geographic и опять отправился в трудные и опасные путешествия.

МакКарри грабили на улицах Таиланда и топили во время индийской поездки. Он попал в авиакатастрофу в Словении, чудом выплыв из ледяного озера, и остался жив, когда бомба упала в паре метров от его афганской гостиницы. Фотограф побывал в пакистанской тюрьме, куда попал во время выполнения задания "НатГео", пережил многодневный голод и кандалы, но после освобождения продолжил работу. Два раза его родным сообщали, что он пропал без вести - но плохие новости были преждевременны.

Photographer Steve McCurry

МакКарри - автор фото из многочисленных горячих точек, он снимал войны в Ливане, на Филиппинах, в Персидском заливе, Камбодже. Он удостоен золотой медали Роберта Капы, признан лучшим зарубежным фотокорреспондентом и уже давно принят в ряды агентства "Магнум".

Опасные ситуации будто бы следуют за ним - даже в родной Америке он умудрился попасть в эпицентр событий 11 сентября 2001 года. Горящие башни ВТЦ Стив заснял из окна своей квартиры, а на следующий день проделал дыру в ограждении на месте катастрофы и снимал на завалах, пока его не арестовала полиция.

Photo by Steve McCurry

Photo by Steve McCurry

Кроме основной работы - съемки в опасных точках - МакКарри активно участвует в общественных проектах. В 2004 году фотограф создал организацию Imagine Asia - это некоммерческая структура, которая помогает жителям Афганистана (в том числе и детям той самой уже выросшей девочки) получать образование.

Он с удовольствием делится профессиональными наработками, выступая перед аудиторией по всему миру. Стив сотрудничает с коллегами и фотографами-любителями - например, сделал необычный проект с российским издателем и блогером Никой Белоцерковской, проведя мастер-класс для ее фотокурсов на Сицилии.

Особый стиль: цвет, наглядность и смешение реалистичной и художественной фотографии

МакКарри, по единодушному убеждению коллег и поклонников, лучше других умеет стирать разницу между жестким репортажем и художественной фотографией. Он объединяет композиционную гармонию с выразительным реализмом, рассказывает с помощью камеры истории, которые не нуждаются в пояснениях, целостны и наглядны зрителям в независимости от национальности и социальной группы. 

МакКарри - отличный наблюдатель, ведущий мастер уличного жанра. Его репортажные снимки выглядят легко, в них есть непринужденное изящество и ощущение пойманного момента. Один из основных инструментов фотографа - цвет. Он привносит в работы дополнительную смысловую нагрузку, это визитная карточка МакКарри.

Photographer Steve McCurry

Снимки МакКарри всегда узнаваемы, на какую бы технику он не снимал. Знаменитое фото девочки из Афганистана, как и большинство других работ, было сделано на Nikon с объективом Nikkor (причем без дополнительного света) на цветную пленку Kodachrome. Фотограф в течение 30 лет так много фотографировал на нее, что в знак признательности компания "Кодак" подарила Стиву последнюю выпущенную катушку "Кодахром". Отсняв эти 36 кадров, МакКарри перешел на цифровую камеру и больше никогда не работал с пленкой.

Насыщенная биография и открытый финал

Стив МакКарри заинтересовался фотоискусством в юности, начав карьеру со снимков для университетской газеты. Родился фотограф в Филадельфии в 1950 году. В возрасте пяти лет неудачно сломал правую руку и был вынужден освоить владение левой. Решив стать режиссером, Стив изучал киноискусство, но перешел на театральный факультет, который закончил в 1974 году. Не достигнув 20 лет, он уехал в путешествие по Мексике, Ближнему Востоку и Европе. В Швеции он познакомился с профессиональным фотографом, научившим его основам ремесла. 

Закончив университет, МакКарри устроился на работу газетным фоторепортером, но рутина быстро надоела ему. Он уволился и уехал в Индию - без денег, надежд на заказы и перспектив, живя впроголодь и тратясь, в основном, на пленку. Планируя провести в Азии полтора месяца, он в итоге остался там на два года. Вернувшись в Америку всего на месяц, он снова уехал - на этот раз в области, соседствующие с зоной конфликта в Афганистане.

На афганской границе Стив встретил беженцев, рассказавших ему о гражданской войне. Его переодели в одежду, не бросающуюся в глаза, и он отправился снимать, хотя до этого не бывал в зонах военных столкновений. Сделанные фотографии он прислал домой, и они попали в New York Times. В конце того же года Стив заснял период ввода советских сил в Афганистан. Работы были опубликованы на первых полосах Time и Newsweek, и молодой репортер стал звездой фотожурналистики.

Фотограф провел в зоне конфликта несколько лет. Самый знаменитый его снимок, "афганская Мона Лиза", был сделан именно тогда, в пакистанском лагере беженцев. Растерянную и несчастную девочку, потерявшую многих членов семьи при вертолетном обстреле, МакКарри сфотографировал в импровизированной полевой школе. За несколько минут фотограф сделал исторические кадры, которые в NG сначала не хотели использовать - слишком драматичными они показались. В итоге снимок все же попал на обложку, а сам Стив - в историю фотографии.

Photographer Steve McCurry

Фотограф и сегодня тесно сотрудничает с National Geographic, ездит в Тибет, на Мадагаскар, в Иран, путешествует по России и не собирается сбавлять темп жизни и работы.

В свои почти 70 лет он организовывает международные выставки, проводит семинары и не устает повторять, что люди по всему миру одинаковы, хоть и выглядят настолько по-разному. Стиву МакКарри можно верить - мало кто видел так много, как он и мало кто наделен настолько щедрым, ярким и неординарным талантом.

Обсуждение

Вы можете оставить свой комментарий к данной статье

Подпишись на нашу группу в Телеграм