Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

​Экспонометр

458

Слово экспонометр слышали практически все люди, хоть как-то причастные к современной фотографии. Но вот что это такое и зачем оно нужно, каких видов бывает и как этим пользоваться - в век цифровой фотографии и съемки по экранчику ответить смогу единицы.

Между тем, экспонометр очень важен. Это устройство гарантирует качественный результат съемки без всяких «недосветов» и «пересветов» еще до нажатия на кнопку спуска.

В жизни любого фотографа очень много ситуаций, когда времени на съемку «пристрелочных дублей» просто нет и надо снять сразу. Это относится ко многим жанрам, например, стрит-фотография или съемка живой природы, когда лишний щелчок затвора или слишком долго направленный объектив камеры может побеспокоить объект съемки.

В студийной съемке очень важно знать сколько добавляет света каждый из источников освещения — так проще строить схемы и находить ошибки. В общем, как только вы делаете шаг в области профессиональной фотографии, где фотограф редко имеет право на ошибку и повторный кадр, экспонометр и работа с ним приобретает важное значение.

Думаем, уже вполне достаточно, необходимость приобретения навыков работы с экспонометрическими устройствами нами вполне обоснована. Далее предлагаем уже разобраться, что же это за зверь такой - экспонометр и как с ним вообще правильно обращаться.

Начать стоит со встроенного экспонометра, который присутствует в любой системной зеркальной и беззеркальной камере. Обнаружить его очень просто, достаточно перевести камеру в ручной режим и посмотреть в видоискатель (или на монитор камеры). В момент полунажатия кнопки спуска камера начнет наводиться и одновременно в видоискателе (или на мониторе) появится знакомая всем индикация, две стрелочки в «+» и в «-» и шкала между ними. Это и есть шкала экспонометра, она фиксирует все, что попадает в зону замера камеры и показывает вам отклонение от нормальной освещенности будущей фотографии при выбранной вами выдержки, диафрагмы и чувствительности. При этом любое, даже незначительное изменение ситуации в видоискателе сразу отражается на «мнении экспонометра», поэтому указатель шкалы очень часто ведет себя достаточно активно.

Чем хорош встроенный в нашу камеру экспонометр? В первую очередь тем, что он у нас уже есть. Но вот все остальное складывается не так удачно, как хотелось бы. Пользоваться этим экспонометром без достаточно глубоких знаний в области техники фотографии практически невозможно. Связано это с тем, что камера может замерить только отраженный от объекта съемки свет, а такая ситуация требует конкретных знаний и внесения большого количества корректив:

  • нужно точно определять зону замера,
  • правильно выбирать объект замера,
  • правило вносить коррекцию экспозиции в зависимости от способности выбранного объекта отражать падающий на него свет,
  • хорошо разбираться в вопросах динамического диапазона кадра и следить за его соблюдением,
  • уметь оптимизировать экспозиционные параметры камеры по данным, полученным при замере.

Короче, все очень не просто. Кстати, отметим, что ручной режим съемки в камере предназначен именно для тех, кто в этом всем разбирается, а не щелкает с десяток пробных кадров наугад, определяя их экспозицию на глаз по и так врущему мониторчику.

Вы наверняка замечали, как опытные профессиональные фотографы «улыбаются в усы» когда начинающий фотохудожник гордо заявляет, что он снимает только в ручном режиме.

Что же теперь делать начинающим? А начинающим остается воспользоваться вполне себе доступным, профессиональным (и зрелищным для клиента) способом замера освещенности по падающему на объект съемки свету при помощи внешнего экспонометра. Для этого надо всего-то приобрести любую бюджетную модель экспонометра, прочитать к нему инструкцию (не пугайтесь, это не камера — объем инструкции всего 3-4 листа) и начать работать.

Внешний экспонометр работает очень просто: он измеряет количество света, упавшего на объект будущей съемки, и сразу выдает все возможные варианты настройки выдержки и диафрагмы для камеры. При этом для согласования работы камеры и экспонометра, вполне достаточно следить за совпадением параметра ISO на обоих устройствах. Во время замера освещенности в студии чувствительный сенсор экспонометра надо расположить максимально близко к объекту съемки и направить его в сторону осветителей.

В студии это сделать несложно, но как быть со съемкой на улице, в жанровой фотографии, в стрите или съемке дикой природы, ведь не бегать же за людьми с экспонометром с криками: «давайте я вас замерю»? Конечно, не стоит. Все гораздо проще, дистанция от объекта съемки до осветителя (в данном случае солнца или пасмурного небосвода) настолько велика, что даже километровым отклонением по месту взятия замера можно пренебречь — освещенность будет одинакова. Единственное, что стоит учитывать фотографу, если объект его съемки на солнце, то и замер надо брать, направив датчик экспонометра на солнце, если же объект съемки в тени, то замер освещенности стоит производить, расположив датчик экспонометра в тени.

Еще один момент, который нам стоит разобрать, это возможность некоторых экспонометров замерять не только постоянный свет, но и импульсный (вспышку). Такиой экспонометр называют флэшметром. Пользуются ими точно также как и обычными экспонометрами, но, кроме этого, их еще необходимо синхронизировать со студийными вспышками. Это не так сложно, как кажется и, как правило, в современных моделях есть режим ожидания, когда заранее включенный экспонометр ждет резкого скачка освещенности, ту самую вспышку, и сам производит замер и все необходимые расчеты. Вам остается только включит флэшметр, поднести его к объекту съемки, направить на вспышки и нажать кнопку «тест» на осветительном приборе либо на синхронизаторе, либо на любой из доступных вспышек.

Задумываться о приобретении именно флэшметра стоит только тем фотографам, кто регулярно снимает со студийными вспышками, а вот купить экспонометр стоит, пожалуй, каждому. Еще есть мультиметры, которые включают в себя и флэшметр, и экспонометр, но стоимость их достаточно высока, хотя бывают и исключения, например, модель Sekonic-308.

Надеемся, материал нашей статьи поможет в нелегком деле экспонометрии. Удачных вам кадров.

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

458

Полезные статьи

Вентилятор для фотографа
Вентилятор для фотографа
Компания Nitecore анонсировала CineWind CW30 - мощный портативный вентилятор, предназначенный для фо...
аксессуары
186
Почему вы ДОЛЖНЫ иметь поляризатор и когда вы НЕ ДОЛЖНЫ его использовать
Почему вы ДОЛЖНЫ иметь поляризатор и когда вы НЕ ДОЛЖНЫ его использовать
Поляризационные фильтры – неотъемлемый компонент набора оборудования для фотографа-пейзажиста. При э ...
теорияфотооборудование
882
Как продлить жизнь своей камере
Как продлить жизнь своей камере
Уход за личным фотооборудованием - одна из обязанностей фотографа, как профессионала, так и любителя...
оптикааксессуары
736
Войти