Mail Facebook Instagram ВКонтакте Google+ Twitter Живой Журнал Одноклассники Telegram
 

Эдвард Кертис за индейцев США

Edward Curtis

Эдвард Кертис (©Edward Curtis) - противоречивая фигура. Бесспорно талантливый фотограф, он заслуживает благодарности потомков за неоценимый этнографический труд - редчайшие снимки североамериканских индейцев начала ХХ века. Он успел сфотографировать жизненный уклад, национальные костюмы и быт коренных жителей США до того, как большинство аутентичных деталей растворились под воздействием ассимиляции. Коллекция его снимков - это несколько тысяч уникальных кадров, большую часть из которых приобрел американский Конгресс для своей знаменитой библиотеки. Вместе с тем методы, которыми Кертис "добывал редчайшие фотографии, да и сами работы серьезно критикуют, даже называя манипуляцией. В противоречивости во многом и заключается особенность творчества автора.

Значение противоречивого творчества Эдварда Кертиса

Период, в котором были сделаны большинство снимков, для индейцев был тяжелым и драматичным - их практически полностью переселили в резервации, межплеменное противостояние закончилось, а прав и свобод коренные народы практически не имели. Из-за заболеваний, неприспособленности и вооруженных столкновений большинство племен практически исчезли, а те, кто остался, не могли похвастаться счастливой жизнью.

Кертиса, который платил моделям за участие в постановочных сценах и манипулировал образом "настоящего индейца", за искажение действительности нещадно ругали профессиональные этнографы. Он нередко потворствовал стереотипам, представляя коренные народы дикими варварами и ретушируя изображения, чтобы в них не попали повозки, сельскохозяйственный инвентарь, подтяжки и прочие признаки цивилизации. Многие индейцы в то время успешно влились в культурную среду, стараясь принять ее, но все подобные следы Эдвард Кертис исключал из своих фотографий.

photo by Edward Curtis

При этом его вклад в историю Америки нельзя приуменьшать. Постановочные и естественные фотографии Кертиса помогли сохранить детали неизвестных нам культур, которые буквально через десятилетие бесследно смела волна мировой войны и кризиса. Фотограф, которого поддерживали президент Теодор Рузвельт и магнат Джон Морган, около тридцати лет снимал коренных жителей США от Аляски до Флориды и смог передать их вневременную ауру и самобытность. Снимки Кертиса - это точная летопись культурных и бытовых особенностей жизни более 80 племен.

Кроме фотографий, Кертис делал аудиозаписи на восковых цилиндрах, сохранив для потомков образцы речи и музыку индейцев. Его альманах The North American Indian выходил 23 года подряд - это 20 томов с уникальным архивом. Множество записей о народных преданиях, погребальных обрядах и мифах, описания традиционной еды, одежды, биографии племенных вождей - поистине национальное сокровище.

photo by Edward Curtis

Как говорит Александра Харрис, редактор вашингтонского музея американских индейцев, Кертис видел в коренных народах красоту и романтику и старался их сохранить. Его труд - это вклад в сохранение печально малой доли того странного мира, который представляла собой территория США до прибытия корабля "Мэйфлауэр".

Кертис родился в 1868 году в Висконсине. Прожив 84 года, он стал свидетелем кровавых стычек между "белыми" и "краснокожими", драматичного проигрыша последних и дальнейшей их участи. Тем не менее, ничего из этих событий не пытался передать на снимках - индейцы представали на них так, как будто это были не жители нового мира, а их бабушки и дедушки, еще не столкнувшиеся с цивилизацией.

Edward Curtis

И фотографии, и фильмы Кертиса (например, о племени квакиутл) изображали живописные и экзотические сцены, которые приятно будоражили воображение аудитории, но не напоминало ей о неприятном. Фотограф нередко шел против исторической правды - просил представителей племенной группы сиу надеть головные уборы из перьев якобы для поездки на войну, хотя это облачение было исключительно церемониальным. Во время праздника потлач, когда священным долгом индейцев было поделиться с гостем, он без стеснения брал то, что ему нравилось (в конце концов его просто перестали на него пускать).

Взлеты и падения в биографии Эдварда Кертиса

Столь же неоднозначной и драматичной была жизнь самого Эдварда Кертиса. Многие из его негативов были уничтожены во время болезненного развода фотографа с супругой Кларой. Суд решил отдать ей студию бывшего мужа, и он разбил стеклянные пластинки, так как не хотел отдавать их жене.

В 1927 году из-за невыплаченных алиментов Кертиса арестовали. Он, чтобы выплатить долги, продал права на кинопроект  In the Land of the Head Hunters всего за полторы тысячи долларов, хотя потратил на его съемку двадцать тысяч. Сборник The North American Indian был продан семейству Морганов, у которого его купила компания Ч.Лориата. Огромное количество материалов много лет пролежали в доме главы фирмы и были найдены только в 1972 году.

photo by Edward Curtis

До того, как стать фотографом-этнографом, Кертису пришлось поработать подмастерьем в студии и литографом. Родившись в семье священника, он много переезжал в детстве, но всегда интересовался прогрессивным искусством. Эдвард даже сам сделал свою первую камеру. Профессиональной он обзавелся уже после переезда в Сиэтл, где стал партнером студии и успешным портретистом. Именно тогда он сделал свой первый снимок настоящей индианки - Кикисомло, или, как ее называли, Принцессы Анжелины. Состарившаяся дочь вождя племени суквомиш Сиэтла (в его честь и назвали город) разрешила сделать свое фото всего за один доллар.

Начав снимать коренных жителей, Кертис вскоре стал участвовать в экспедициях в отдаленные области Монтаны, где жили племена пикани и другие индейцы. Его известность росла, и вскоре он получил заказ на документирование стремительно исчезающей повседневной жизни коренных народов.

Параллельно Кертис работал в новой фотостудии и даже стал ассистентом знаменитого кинооператора Сесила Б. де Милля, чтобы заработать. Обосновавшись в Голливуде, фотограф жил там до смерти в 1952 году.

Edward Curtis

Эдвард Кертис остался в памяти аудитории и коллег, как одна из ключевых фигур американской и мировой фотодокументалистики и обогатил наши знания о мире - даже о том, которого уже нет.

 

 

 

Обсуждение

Вы можете оставить свой комментарий к данной статье

Подпишись на нашу группу в Телеграм