Фотография так многообразна и универсальна, что каждая творческая личность может найти для себя свою собственную нишу, путь, метод и способ, чтобы реализовать все свои креативные затеи и намерения. Сегодня мы разговариваем с Ириной Марьенко — прекрасным детским и семейным фотографом. Попробуем приоткрыть завесу тайны и узнать как же становятся фамильными летописцами.
— Ирина, расскажите немного о себе.
— Родилась, живу и работаю в Москве. Окончила Московский институт мировой экономики со степенью магистра мировой экономики.
— Когда вы вдруг поняли, что детская и семейная фотография может стать вашей профессией?
— После рождения сына поменялись приоритеты, изменился образ жизни и на первое место вышли дом, семья, ребенок. Роль мамы-домохозяйки меня не устраивала, и я стала искать для себя новые способы самореализации без отрыва от семьи и ребенка. Мое давнее увлечение фотографией, как раз и оказалось той самой возможностью сделать хобби профессией (www.fotostomp.ru)
— Пришлось ли получать дополнительно профессиональное фотообразование?
— Нет. Но потребовались консультации с уже состоявшимися профессиональными фотографами и самообразование. Самым главным учителем был и остается мой ребенок. Фотографировать детей не просто, а своего тем более. Особенно, когда он уже очень подвижен, а хочется запечатлеть, например, его первые шаги, но вас только двое плюс камера, которая весит чуть-чуть меньше чем малыш... Вот именно в такие моменты мне, как маме и фотографу, приходилось очень нелегко. Каждая наша фотопрогулка со стороны казалась забавной игрой для окружающих, а для меня хорошей практикой.
— Рынок детской и семейной фотографии в России, он какой?
— Пока развивающийся. Уже даже существует несколько ключевых направлений: репортажное, «мимими» (фотографии, вызывающие умиление) и иллюстративное.
Современному детскому и семейному фотографу в России, для того чтобы быть востребованным, нужно уметь хорошо ориентироваться не только в настройках камеры и графических редакторах, но и в схемах развития бизнеса... Лично мне помогает мое профильное образование и самоорганизация.
— Ирина, как можно назвать стиль съемки в котором вы работаете?
— Я фотографирую любовь, нежность, яркие эмоции в момент общения с моими героями; как я это вижу и чувствую — это можно назвать моим подходом. Но так как фотосъемка ребенка исключает статичность, то получается почти всегда репортаж. Кроме детей семейный фотограф еще работает с их мамами и папами, бабушками и дедушками, которые хотят иметь в своем семейном архиве и постановочные снимки тоже. Также мне приходится проводить креативные съемки для брендов. Так что, наверное, мой стиль можно назвать разным.
— Какая система на данный момент максимально отвечает вашим запросам по съемке?
— Nikon — была моей первой камерой, и сейчас эта система меня полностью устраивает. В будущем, может, что-то и изменится... Не знаю.
— Из чего складываются ваши семейные фотоистории?
— Из визуализации семейных ценностей. Это своеобразная психотерапия. Мои герои в результате видят себя со стороны глазами постороннего человека, которого они только впустили в свой дом, в свою семью, разрешили немного понаблюдать за своей жизнью. Но у меня есть несколько примеров из практики, когда после фотосессии даже психологический климат в семье улучшался. Горжусь такими историями!
Я всегда печатаю фотографии, так как считаю, что только красиво напечатанный снимок, а лучше всего, если это будет фотокнига (фотоальбом) имеет историческую ценность для семьи. И всем советую такую практику! Дети, внуки будут потом благодарны!
— Не секрет, что и дети, и взрослые часто чувствуют себя не совсем уютно с незнакомыми людьми, тем более перед объективом фотокамеры. Как вы преодолеваете этот барьер на съемках?
— Пожалуй, это один из самых важных аспектов моей работы! В каждой семье нужен индивидуальный подход. Не существует успешной формулы «как расположить к себе героев». Для меня все происходит интуитивно. А еще...нужно чуточку влюбиться в своих героев, и тогда, я уверена, все получится.
— Ирина, что больше всего увлекает в фотографии?
— Настоящие неподдельные эмоции! Это именно то, чего я добиваюсь от своих героев в кадре.
— Что вас вдохновляет? Откуда появляются идеи и варианты для реализации?
— Большинство идей для съемок я черпаю из кинофильмов. Свет, цвет, ракурсы — все оттуда... Люблю кино!
— Вы можете поделиться своим мастерством с читателями и дать несколько рекомендаций как фотографировать детей?
— Конечно! С удовольствием. Дети очаровательно и непосредственны. Чтобы получить живое фото ребенка, наполненное эмоциями, советую не мешать малышу заниматься тем, чем ему нравится. Постарайтесь, чтобы он вас вообще не замечал и не заставляйте его позировать. Ведите себя непринужденно и естественно. Детки очень чувствительны к фальши и ваша неискренность может сразу отразиться на их настроении.
Лучше фотографировать детей в привычной для них обстановке (дома, на прогулке, на детских праздниках) при естественном, без вспышки, освещении. Такое положение вещей позволяет запечатлеть самые неповторимые моменты жизни ребенка. Я считаю, что практически невозможно сделать полноценную фотосъемку ребенка или семьи в обстановке чуждой им.
Фотографии детей — это всегда репортаж. Ребенок не может и не умеет долго сидеть на одном месте и делать только то, что ты просить его сделать. Нужно быть готовым к этому.
Фотографируя ребенка, старайтесь делать акцент на взгляд! Детишки смотрят на все с неподдельным восхищением и любопытством. В своем мире ребенок естественен и дарит нам неподдельные эмоции, искренние и радостные. А мы просто ждем и ловим подходящий момент...
Беседовал С.Заводов