Mail Facebook Instagram ВКонтакте Google+ Twitter Живой Журнал Одноклассники Telegram
 
ФотогораСовременные фотографыВладимир ДОРОФЕЕВ: «Будь я неандертальцем преклонных годов, то в свободное от наскальной живописи время тестировал бы древесный уголь

Владимир ДОРОФЕЕВ: «Будь я неандертальцем преклонных годов, то в свободное от наскальной живописи время тестировал бы древесный уголь

Владимир Дорофеев специалист по фототехнике 

Сложно представить художника, который не умеет смешивать краски и пользуется в своем творчестве только основной палитрой; не разбирается в твердости карандашных грифелей или тонкости помола пигмента для пастели. А вот с бо́льшим развитием и доступностью фотографических принадлежностей люди, досконально разбирающиеся в фототехнике, вызывают у любителей целую гамму чувств – от неподдельного восхищения у одних, до смешанного отношения как к чудакам у других.

Кто же на самом деле эти технические мастера от фотографии, знающие о фототехнике «от и до», понимающие в «винтиках и болтиках» фотокамер на несколько порядков больше самого продвинутого фотографа? Что волшебного они находят в мире фотографии? Чем живут, что вдохновляет, почему стремятся заглянуть в самые потаенные уголки души «железяки»?

Наша сегодняшняя беседа с интереснейшим человеком, специалистом по фототехнике, владельцем самого авторитетного сайта по тестированию Владимиром ДОРОФЕЕВЫМ, который по собственному же утверждению «влюблен в фотографию и фототехнику». Попробуем приоткрыть завесу тайны и выяснить совместимо ли несовместимое на первый взгляд – художественная и техническая составляющая фотографии.

– Владимир, не страшно открыто заниматься тестированием фототехники, клейма «технофетишиста» не боитесь?

– Не будем снова начинать бессмысленный спор о том, что первично – курица или яйцо. Фотография – это технический вид творчества и в ее основе лежит техника и технология получения изображения; неразумно противопоставлять мокрое соленому: есть творческая сторона фотографии, а есть техническая. Фотография – симбиоз технического и творческого.

Тяга к изобразительному присуща человеческой природе – не так давно найдены наскальные рисунки Homo neanderthalensis возрастом под 43 000 лет. Представьте себе, что долгие 43 000 лет (до изобретения фотографии) обделенными и ущемленными были люди, лишенные таланта к живописи, и только появление фотографии обеспечило «лишенцам» возможность изобразительного творчества. Да будь я неандертальцем преклонных годов, то в свободное от наскальной живописи время тестировал бы древесный уголь на пригодность и применимость!

 – А в чем смысл «технического» тестирования?

– Позволить себе делать то, что нравится. Мне нравится фотографировать и возиться с фототехникой – я фотографирую и тестирую. Вы никогда не задумывались, что набор тестовых таблиц сродни Саду камней? А процесс тестирования схож с медитацией? Мудрые японцы уже в древности отметили это. Позволю себе цитату:

«Долго смотрю на тестовую таблицу.
Нет суете места.
Тестирую…»

Или еще:

«Старая мирра.
Сработал затвор.
Всплеск в тишине».

– Что самое сложное в тестировании фототехники?

– Самое сложное – не застрять в тестировании. Процесс скрупулезный и требующий совершенно нетворческого подхода, известного в околофотографической среде, как «синдром кирпичных стен». К сожалению, есть немало владельцев фотоаппаратов, застрявших в состоянии тестирования: они ищут не «кадр», а ситуацию, позволяющую в очередной раз проверить свою технику.

– Чьи объективы произвели или не перестают производить действительно неизгладимое впечатление?

– При всем многообразии моделей, присущему каждой из них собственному характеру и манере поведения, объектив – инструмент. Да и впечатления, к счастью, сглаживаются и изглаживаются. Иначе брел бы я по жизни с одним-единственным неизгладимым и неизбывным впечатлением – грустная картина, согласитесь!

Расхожая практика «сбиваться в стаи» по производителям ошибочна: нет ни одного бренда с одинаково хорошими или равно одинаково плохими объективами – рассматривать и оценивать можно только конкретные модели.

 – А что хочется подержать в руках и протестировать такого, чего еще не приходилось?

– Сложно сказать. Хотя нет: недавно поймал себя на мысли о том, что не было у меня возможности вдумчиво и без спешки пообщаться с фотоаппаратами Sigma и матрицами Foveon. Не протестировать, а именно понять насколько заслуженно эта технология, столь многообещающая для фотографов-пейзажистов, сейчас ушла на задворки. Не является ли это еще одним доказательством смещения акцентов в фотоаппаратостроении, когда цвет все больше  отдается на откуп постобработке?

– Чему в первую очередь, по-вашему, необходимо учиться фотографам?

«Дзен-фотограф и концептуальный художник» Карлсон призывал к спокойствию и только спокойствию. Соглашусь, что спокойствию учиться нужно в первую очередь. Фотограф в наши дни оказался между двух огней – с одной стороны все уже сказано, с другой – никому, кроме вас, чаще всего не нужно. Вот тут и требуется карлсоновская невозмутимость: продолжать на первый взгляд бессмысленное занятие.

– Владимир, в чем, по вашему мнению, сейчас заключаются основные проблемы фотографов?

– В словах и целеполагании. Вернее, в излишке слов и в потере целей и ориентиров. Отсюда и камлания о чем-то новом, и беспощадные нескончаемые попытки найти это новое и уход в дебри сомнительного экспериментаторства, и баловство с нестандартными методами и практиками. Нужно просто перестать пытаться стать, а попросту быть. Фотография это процесс самовыражения – так получайте от него удовольствие!

Я склонен согласиться с Джорджем ДеВолфом, считающим основной проблемой современной фотографии смешение двух несмешиваемых вещей – самой фотографии и разговора о фотографии. Процесс визуального осознания подменяется концепцией и контекстом. Не нужно впадать в грех концептуальности. Как только появляется «концепт», пропадает фотография как самоцель – она становится лишь невзрачным дополнением и вспомогательным средством. Это уже даже не Вальтер Беньямин (нем.философ, которому принадлежит идея о том, что произведение искусства теряет свою ауру при тиражировании. Прим.ред.) с потерей ауры, тут происходит подмена понятий, и фотография в качестве творческого акта обесценивается.

 – А основная проблема фотографии?

– Вопрос, скорее, к искусствоведам. Явно то, что фотография перестала быть уделом ограниченного круга посвященных, что в массе неизбежно привело к снижению планки требований и качества.

– Когда не знают «какой фотоаппарат купить» – самый эффективный совет звучит как….

– Перво-наперво ответить на не заданный вопрос: «А нужен ли фотоаппарат?» Готов ли спрашивающий носить его с собой? Только ответить честно. Если не готов, то лучше купить карточку памяти для телефона, чтобы туда больше «фоток» помещалось.

В сети есть десятки многословных и тщательно разжеванных алгоритмов и методик выбора фотоаппарата, грешащих одной методологической несуразицей – авторы пытаются объять необъятное, вводя в уравнение слишком много переменных, не облегчая, а еще больше запутывая интересующегося.

Предложу два критерия (объективный и субъективный), позволяющие если не сделать окончательный выбор, то значительно сузить количество претендентов. Объективный – цена. Вернее, допустимый предел трат. Субъективный – удобство. Фотоаппарат, прежде всего, должен быть УДОБНЫМ. Выбирая для себя, любимого, инструмент, проверьте – будет ли он ложиться в руку.

Шумы, скорострельность, цветопередачу, фокусировку, матрицу, мегапиксели и остальные милые сердцу характеристики стоит рассматривать только после первой – удобства. К сожалению, важность этого критерия понимаешь, только пообщавшись с немалым количеством моделей, что не всегда доступно, но для любителя потери от неудобства могут перечеркнуть все преимущества в технических характеристиках.

А удобство вещь настолько индивидуальная, что, перефразируя избитое «иди и снимай», скажем: «Топай в магазин и покрути в руках разные модели».

– Владимир, как вы считаете: есть ли предел совершенству? Как можно улучшать свои технические навыки тем, кто фотографирует? До какого уровня надо совершенствоваться?

– Вспомним Антона Павловича с его знаменитым «В человеке все должно быть прекрасно…». В уста другого персонажа он вложил мысль о том, что «человеческое совершенство… есть логическая нелепость». Но не будем играть словами. Остановимся на простом: стремиться нужно к автоматизму. Картье-Брессону приписывают выражение:  «Думать следует до и после съемки и никогда во время нее».

Нужно стараться подружиться со своей техникой так, чтобы искать сюжет, а настройки, подходящие к нему, происходили на автомате. Ведь, например, тот же новичок-водитель, вынужденно задумывающийся о том, чтобы не перепутать педали, много хуже оценивает дорожную ситуацию.

– А как же съемка в «зеленой зоне»?

– Зачем же лишать себя удовольствия?!

– Как часто имеет смысл менять свой фотоарсенал?

– С практической точки зрения смена техники чаще всего занятие бессмысленное, а вот с эмоциональной – ого-го! Поэтому, если хочется и есть возможность – меняйте!

– Какой же все-таки фотографией любит заниматься технический гуру?

– Про гуру не знаю, я, к своему глубокому сожалению, с ним не знаком даже шапочно. Что касается меня – той, которая доставляет удовольствие и приносит радость.

От редакции. И тем не менее – компетентное мнение гуру Владимира Дорофеева о десятке наиболее интересных с нашей точки зрения для фотографов объективов. Знакомьтесь с обзорами и тестами!


Minolta Maxxum 50/1.7

Nikon Nikkor AF-S 50/1.4G

Lensbaby Composer Pro

Canon EF 50/1.2 USM L

Samsung NX 20/2.8

Samyang (Rokinon) 85/1.4 Aspherical IF

Sigma AF 50/1.4 EX DG HSM

Tamron AF 90/2.8 SP Di macro The Portrait Macro

Zeiss Planar T* 50/1.4 ZE

Индустар 50-2 50/3,5


    Новости блога читайте в Фейсбуке