Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий»

211

фотограф Дмитрий Константинов

Можно ли быть ученым, не получив какого-то образования? Насколько вероятно стать фотографом, не имея за плечами фотошколы? Позволительно ли считать фотографа-самоучку, не имеющего какого-либо диплома, профессионалом? Пожалуй, подобные вопросы волнуют многих, особенно тех людей, которые в силу изменяющихся жизненных обстоятельств или собственного мировоззрения, готовы поменять и профессию, и даже свой статус?

Как получить ответы на такие сложные, но животрепещущие вопросы? Безусловно, спросить у тех самых профессионалов, чьи работы удивляют, очаровывают и вдохновляют. Наша беседа с Дмитрием КОНСТАНТИНОВЫМ, бывшим учителем биологии, спасателем, змееловом, промысловым охотником и даже зооконтрабандистом, а сейчас известным блогером и востребованным профессиональным фотографом.

– Дмитрий, дайте, пожалуйста, определение своему статусу фотографа.

– Я в прошлом зоолог, с конца 90-х годов – фотограф. Никакими регалиями не обладаю. С детства испытываю стойкую идиосинкразию к участию в конкурсах, выставках, а также членству в каких-либо объединениях и обществах. Но иногда участвую в выставках, если хорошие люди просят и отказаться сложно. Часто работаю в жюри конкурсов. Изредка преподаю. Некоторое время активно писал для фотографических журналов. Снимаю на заказ рекламу, в свободное от коммерческих съемок время занимаюсь творческой фотографией.

– Можно ли назвать призванием то, что вы стали фотографом, или так случилось, что от судьбы не удалось отвертеться?

– Фотография в моем случае – это осознанный выбор. Я перепробовал много профессий. Как-то даже в своем ЖЖ публиковал список:

  1. Разнорабочий на кондитерской фабрике.
  2. Лаборант в вычислительном центре ЦНИИ при Госплане РСФСР.
  3. Лаборант в Московского зоопарка (змеек кормил).
  4. Лесоруб (просеки в Архангельской области с бывшими зеками чистил).
  5. Учитель биологии в обычной школе. На первом же уроке сломал ученику сколько-то пальцев на руке (1 год).
  6. Грузчик на Москва-Товарная (эпизодически).
  7. Грузчик на Центральном рынке (эпизодически).
  8. Перегонщик плотов (сезонная работа, Западная Сибирь).
  9. Сторож продуктового магазина в Москве и рюмочной в Сыктывкаре.
  10. Вольнонаемный инструктор горного спецназа (сезонная работа, Таджикистан).
  11. Владелец автосервиса в перестройку (накрылся после наезда солнцевских бандитов).
  12. Дезинсектор (профессионально умерщвлял клопов, тараканов и грызунов).
  13. Заведующий Зооуголком на Московской городской станции юных натуралистов.
  14. Чистильщик колодцев в Таджикистане и Туркмении (сезонная работа).
  15. Руководитель орнитологического кружка (из бывших учеников минимум 4 кандидата наук + 3 отсидевших + много просто забавных, даже 1 телеведущий был).
  16. Президент экологического фонда (не помню как назывался).
  17. Руководитель зоологических экспедиционных отрядов (больше 20).
  18. Спасатель (привлекался МВД как бывший спелеолог на разовые работы).
  19. Змеелов на договоре (сезонная работа в Армении).
  20. Промысловый охотник в Коми АССР (сезонная работа).
  21. Рабочий рыболовецкой артели на Белом море (сезонная работа).
  22. Зооконтрабандист (в перестройку).
  23. То ли инженер, то ли мнс в лаборатории мониторинга северных экосистем ИЭМЭЖ РАН.
  24. Заведующий зоологическим отделом МОСГОРСЮН.
  25. Руководитель студенческого фотоклуба.
  26. Свободный фотограф.
  27. Фоторедактор.

На любительском уровне фотографировал с 6 класса школы. Проявлять пленки и печатать фотографии меня учил отец. Работая зоологом, снимал в экспедициях пейзажи и фауну, а фотографии реализовывал через западные фотоагентства. В те времена микростоки еще не придумали, демпинг отсутствовал и фотографы получали вполне приличные деньги. Когда в стране перестали финансировать науку, а бюрократизация образования достигла некомфортного для меня уровня, пришлось решать, чем заниматься дальше. В это время в стране начал формироваться спрос на рекламную фотографию, и я стал коммерческим фотографом.

– Что вам как фотографу ближе – снимать «что-то» или «для чего-то»?

– Я снимаю за деньги, соответственно «для чего-то»: или для публикации в соцсетях, или каких-то некоммерческих проектов, – соответственно для зрителей. «Что-то» просто так, не снимаю вообще. Не вижу смысла.

– Чем отличается и отличается ли ваша фотография «для себя»или «на заказ»? Не возникает чувства пресыщения фото, когда уже не снимается, если не за деньги?

– Заказная съемка в 99% случаев обычному зрителю не интересна. Это прикладная фотография. Она призвана дополнять текст и информировать (съемка для СМИ) или создавать образ товара или бренда (это реклама). «Для себя» и «на заказ» в моем случае снимают два Дмитрия Константинова. Их фотографии не похожи. Это очень разные люди. Если они когда-нибудь встретятся, то скорее всего не найдут общих тем для разговора.
Поскольку посредством фотографии я так или иначе познаю мир, а процесс познания мне еще не надоел, то и пресыщения не возникает. Я же не только посредством фотографии мир познаю, я его еще разглядываю, щупаю, слушаю и обоняю. Да и в плане сюжетов себя не ограничиваю. Снимаю все, что интересно. Даже время и воздух пытаюсь снимать.

– Когда человеку стоит становиться профессиональным фотографом, а когда нет – лучше остаться на уровне гуру-любителя?

– Все люди разные. Универсального рецепта не существует.

– Кто должен обучать молодую поросль искусству фотографирования?

– А не нужно ее обучать. Чем плотнее грунт и хуже полив – тем поросль жизнеспособнее…  Не все, что сеется прорастет, но оно и к лучшему… Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий. Внутрицеховое общение нужно. А без обучения лучше обойтись, дабы не плодить сотни тысяч бездарностей, считающих себя непризнанными талантами. Хотя уже поздно. Наплодили.

– Как вы считаете – имя фотографа делает Фотографию, или фотография делает Имя фотографу?

– Сначала фотографии делают фотографу Имя, потом можно расслабиться и делать фотографии посредством «имени».  Это стандартный путь. Нужно напрячься, победить в нескольких крупных конкурсах, опубликоваться в ряде ведущих изданий, а дальше можно заняться отъемом денег у населения посредством шибко полезных мастер-классов и других форм преподавания.

– Хотели бы вы сделать такой снимок, который бы узнавали практически в любом уголке земли, но при этом не знали бы, что автор именно вы?

– Я уже делал снимки, которые имели в совокупности миллионы просмотров. Никаких особых эмоций не испытал. Их не так сложно делать, как кажется.

– Как можно увековечить свое фотографическое творчество?

– Нужно издавать авторские фотоальбомы. Рассылать их по крупным национальным библиотекам. Параллельно полезно сливать все ценное в Википедию и завещать архив какому-либо государственному учреждению, занимающемуся современным искусством.  Последнее весьма важно, так как родственники редко осознают, что несколько ящиков с негативами наконец-то умершего всеми забытого старикашки имеют весьма высокую культурную ценность.

– Есть ли любимые рабочие инструменты? Стоит ли вообще обращать внимание на то, какой фототехникой снимаешь?

Я не умею любить железяки. Использую то, что удобно и отвечает современным требованиям. Техникой нужно уметь пользоваться, понимать границы ее возможностей.  Фотоаппарат и объективы – рабочие инструменты. Они должны быть качественными.

– Вам важно знать, какой техникой сделана та или иная фотография? О чем вы думаете, если видите снимок, который чем-то цепляет?

– Меня может заинтересовать методология получения аналогового изображения. Как делаются цифровые снимки мне не интересно. Возможности Фотошопа и 3D-графики безграничны.

– Что делает фотографа фотографом?

– Гены, прошлое человека (до какого возраста сосал сиську и писал в постель, с кем дружил в детстве, хорошо ли дрался, какие книжки читал и т.п.) и умение «видеть» (хороших словесных определений этого качества не встречал).

– Какой бы вы дали совет новичку, который хотел бы повторить ваш профессиональный путь в фотографии.

–  Иди улицы подметай! В моей профессии и без тебя тесно.

    Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий» Дмитрий КОНСТАНТИНОВ: «Фотограф – это гены + склонность к самосовершенствованию, а не результат преподавательских усилий»
    Показать еще

    ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

    211

    Полезные статьи

    Видеоурок «Микрофотография, или Как снимать насекомых для коллекции с помощью микроскопа»
    Видеоурок «Микрофотография, или Как снимать насекомых для коллекции с помощью микроскопа»
    ©Levon Biss – профессиональный спортивный фотограф открыл для себя мир микрофотографии. То, что изна ...
    современникимакросъемка
    159
    Великие фотографы. Энни Лейбовиц – магия портрета
    Великие фотографы. Энни Лейбовиц – магия портрета
    Хотите узнать, каких успехов может достичь женщина в мире фотографии? Фееричных!Энни Лейбовиц нагляд ...
    современникиклассики
    3473
    Видеосюжет «Эрик Йохансcон. Невозможная фотография»
    Видеосюжет «Эрик Йохансcон. Невозможная фотография»
    Эрик Йоханссон (©Eric Johansson) – профессиональный фотограф и ретушер, швед по рождению, в настояще ...
    современники
    66
    Войти