Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма

3279

Ман Рэй (©Man Ray) - один из наиболее значимых фотохудожников ХХ века, внесенный журналом Art News в число 25 самых влиятельных фотографов столетия. Американец еврейского происхождения (настоящее его имя - Эммануил Радницкий) стал настоящим революционером фотографии. Он возвел ее в ранг искусства во времена, когда фото считали лишь ремеслом. Он - один из крупнейших авторов, работавших в жанре сюрреализма и дадаизма, друг и соратник Марселя Дюшана, кинорежиссер, художник и, по выражению Майкла Раша, человек Ренессанса, живший в ХХ веке.

photographer Man Ray

Ман Рей доказал, что фотография, которую считали просто отражением реальности, может быть истинным творчеством. Его яркие дадаистские инсталляции, эксперименты с техникой и светочувствительной бумагой были бунтарством в лучшем смысле слова. Фотографии Рэя - это характер, настроение, чувственность, смелый художественный замысел и будоражащий воображение мистицизм. Его творчество высоко оценивали коллеги-художники, популярные журналы Vogue, Vanity Fair, Time и модели, среди которых была вся европейская и американская артистическая богема.

photo by Man Ray

Ман Рэю позировали Сальвадор Дали, Жан Кокто, Фрида Кало и Эльза Скиапарелли. Он снимал многих знаменитых писателей, среди которых - Джеймс Джойс, Эрнест Хеммингуэй, Вирджиния Вульф.

photo by Man Ray

Самое известное фото Коко Шанель - в черном платье, шляпке и с нитью жемчуга на груди - тоже сделал он. "Рисуя" камерой Ман Рэй создавал рискованные снимки ню с сюрреалисткой Мерет Оппенгейм, психологичные портреты кинозвезд и знаменитостей, экспериментальные работы на стыке живописи и абстрактного искусства.

Сюрреализм, "Новое видение" и эксперименты

Ман Рея относят к представителям течения "Новое видение". В этом направлении, которое возникло в начале ХХ века, фотография рассматривается как отдельная форма искусства, а не как продолжение живописи. В отличие от пикториалистов, сторонники течения настаивали на самобытности фото и отдавали предпочтение приемам конструктивизма, Баухаусу, а не классическому европейскому модернизму.

Ман Рэй, как и другие представители направления, активно экспериментировал с ракурсным построением кадра, новаторским фотомонтажом, рассматривал предметы как абстракции и смело нарушал традиции жанра. Он постоянно пробовал новые технические приемы (например, физический эффект Сабатье) и изобрел соляризацию и рэйографию - техники, с которыми изображения получались странными, преломленными, обретали непонятные очертания и мистические ореолы.

photographer Man Ray

Ман Рэй вместе с Марселем Дюшаном развивал течение readymade, в котором обыденные предметы (утюг, гвозди, армейское одеяло) рассматривались как объекты искусства. Он экспериментировал с дадаизмом, был единственным американцем в парижской группе и даже основал нью-йоркское "отделение Дада", хотя их деятельность ограничилась выпуском лишь одного номера журнала.

photo by Man Ray

Фотохудожник никогда не знал, к чему приведет очередной эксперимент и смешивал абсурдные, с точки зрения техники, приемы и методы. Он снимал короткометражное кино, занимался живописью и сделал невероятно много для развития современной фотографии как "чистого искусства".

Из Америки в Париж и обратно

Ман Рэй родился в Америке. Его родители эмигрировали в штат Пенсильвания из губернии, которая на тот момент входила в Российскую империю, а спустя десятилетия стала частью Литвы. После рождения мальчика в 1890 году семья еще семь лет прожила в Филадельфии, а затем переехала в Нью-Йорк. Там юноша изучал искусство, увлекся творчеством Альфреда Стиглица и благодаря ему узнал о европейском авангардизме. Он взял себе псевдоним, под которым его сегодня знают, и с 1918 года стал всерьез экспериментировать с фототехнологиями.

Ман Рэй впервые взял в руки камеру в возрасте 24 лет, чтобы снять свои арт-объекты, но быстро понял, какой у нее потенциал. Еще в 1913 году, познакомившись с Марселем Дюшаном, он стал создавать проекты, которые нельзя было назвать ни живописью, ни фотографией. Подружившись с творческим союзником, он сделал его портрет в изобретенной им эффектной технике соляризации - повторной печати негативов. Под влиянием авангардистов Рэй переехал в Париж и поселился на богемном Монпарнасе.

Во время первого "французского периода" в творчестве фотограф познакомился чуть ли не со всеми известными художниками и писателями той эпохи. Благодаря таланту портретиста он стал популярным, съемка у него означала, что человек достиг в обществе определенного положения. К концу 20-х годов Ман Рэй стал одним из самых высокооплачиваемых фотографов Европы, но не перестал экспериментировать.

Ман Рэй участвовал в знаменитой выставке сюрреалистов в Париже в 1925 году, снимался в кино и сам его снимал, ввел в круг художников Эжена Атже и принимал в своей студии главные таланты первой половины ХХ века.

Прожив во Франции около 20 лет, он был вынужден вернуться в США перед началом нацистской оккупации. Там Ман Рэй начал "голливудский" этап жизни и женился на давней подруге, музе и партнерше по шахматам Жюльетт Браунер. Быстро став востребованным фотографом, он выставлялся в лучших галереях Калифорнии, но сам называл штат "красивой тюрьмой" и мечтал вернуться в Европу. Сделать это удалось в 1951 году, и до самой смерти художник прожил в любимом Париже.

Ман Рэй активно коллекционировал предметы искусства, связанные с сюрреализмом, и работал в своей мастерской. В середине 60-х годов он выпустил автобиографию и был принят в общество авангардистов памяти Альфреда Жарри.

Скончавшийся в 1976 году художник был похоронен на Монпарнасе, а жена мастера создала фонд его имени, владеющий сегодня большей частью авторских прав на его произведения.

photographer Man Ray

Анна, дочь Ман Рэя, пишет книги об отце и его соратниках, выставки фотографа проходят в галереях и фотоцентрах по всему миру, а публика не теряет интереса к его фантастическому и ни на что не похожему творчеству. 

Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма Ман Рэй - человек Ренессанса в эпоху Сюрреализма
Показать еще

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

3279

Полезные статьи

Родни Смит: классик, эксцентрик, меланхолик, оптимист и просто легендарный фотограф
Родни Смит: классик, эксцентрик, меланхолик, оптимист и просто легендарный фотограф
В числе многих талантливых фотографов, работы которых стали символами ХХ века, есть признанные масте ...
классики
1537
Предметка креативно, или Как сделать красивую рекламу.
Предметка креативно, или Как сделать красивую рекламу.
Ни для кого не секрет, что в любой рекламной съемке ценится креативный подход. Техническое совершест ...
предметная съемкаидеи
156
Как фотографировать музеи и галереи
Как фотографировать музеи и галереи
Произведения искусства, открытия археологов, найденные артефакты, добытые в экспедициях или полученн ...
фотография для начинающихфотоурокиинтерьерная фотография
600
Войти